Западные славяне называли Святовитом (Свентовит,
Световид) нашего Сварога, деда Богов. Русский исследователь фольклора Александр
Афанасьев в книге «Древо жизни» писал: «...основа же имени (свят — свет)
указывает в Святовите божество, тождественное Сварогу: это только прозвания
одного и того же высочайшего существа».
Действительно, от имени этого славянского бога происходит само название
святости, всего святого, святых праведников (то есть людей, следующих по пути
Прави) и божественного света, проливающегося на землю. Кроме того, любой
праздник на многих славянских языках называется свято. Словом, до наших дней
Святовит, хотя его храм в Арконе на острове Руен уничтожен датчанами 15 июня
1168 года, представляет самую суть духовной жизни славяно-русов.
Когда-то этот храм был одним из самых святых мест Европы, чудом света, не меньшим, чем храм
Зевса в Олимпии. И потому возбуждал у соседей зависть и ненависть. В священный
во всей Славии город Аркону стекались люди из самых дальних краев. Для
многочисленных паломников было открыто множество странноприимных домов.
Датский хронист Саксон Грамматик (1140 — 1208) оставил для нас описание храма
Святовита: «...на площади в центре города стоит мастерски изготовленный
деревянный храм. Его почитают не только за красоту, но и за величие бога,
которому здесь воздвигнут кумир».
Изваяние Святовита представляло собой могучую фигуру с четырьмя головами. Каждый
лик, смотрящий в определенную сторону света, имел короткую бороду. В правой руке
бог держал окованный металлом культовый рог с медом. Левой упирался в бок.
Одежда достигала колен, а ступнями он стоял вровень с людьми — на земле. Это
изображение было прикрыто багряной завесой. На стенах храма, среди рогов оленей,
лосей и туров, висело украшенное самоцветами седло, уздечка и меч с серебренной
гравированной рукоятью. Только служители бога, в белых одеяниях, могли входить в
святилище, при этом они задерживали дыхание, чтобы не осквернить им Святовита.
Они же содержали белых коней бога, на которых тот выезжал по ночам, чтобы
сокрушить врагов славян. 300 всадников в красных одеждах сторожили обитель бога.
Существовало несколько способов гадания служителями
Святовита о грядущем. Одни из них — с помощью священного белого коня бога. Перед
входом в храм втыкали в землю три ряда скрещенных копий. Через них проводили
коня. Если он начинал движение с правой ноги, то будущее обещало быть
счастливым. Если с левой, то все могло сложиться плохо. И до сих пор существует
поверье, что встать утром с левой ноги — плохая примета.
При использовании материалов линк на проект Хранилище мифологии приветствуется!