Земля и сама по себе почитается в народе целебным средством: ею, смоченной в
слюне, знахари заживляют раны, останавливают кровь, а также прикладывают к
больной голове. «Как здорова земля, - говорится при этом, - так же и моя голова
была бы здорова!»
«Мать Сыра Земля! Уйми ты всякую гадину нечистую от приворота и лихого дела!» -
произносится кое-где еще и теперь при первом выгоне скотины на весенний
подножный корм.
«Пусть прикроет меня Мать Сыра Земля навеки, если я вру!» - говорит человек,
давая клятву, и такая клятва священна и нерушима. Те, кто братается не на жизнь,
а на смерть, смешивают кровь из разрезанных пальцев и дают друг другу по горсти
земли: значит, отныне родство их вечно!
А в стародавние годы находились такие ведуны-знахари, что умели гадать по горсти
земли, взятой из-под левой ноги желающего узнать свою судьбу. «Вынуть след» у
человека всегда считалось самым недобрым умыслом. Нашептать умеючи над этим
вынутым следом - значит, по старинному поверью, связать волю того, чей след, по
рукам и ногам. Суеверные люди боятся этого как огня! «Матушка-кормилица, сыра
земля родимая, - отчитываются от такой напасти, - укрой меня от призора лютого,
от всякого лиха нечаянного. Защити меня от глаза недоброго, от языка злобного,
от навета бесовского. Слово мое крепко, как железо. Семью печатями оно к тебе,
кормилица Мать Сыра Земля, припечатано - на многие дни, на долгие годы, на всю
жизнь вековечную!»
«Всю жизнь вековечную» Мать Сыра Земля растит-питает хлеб насущный на благо
народное; унимает «ветры полунощные со тучами», удерживает «морозы со метелями»,
поглощает силу нечистую. Всегда она остается все той же матерью для живущего на
ней и ею народа, который своим внукам-правнукам заповедовал любовь и почтение к
земле родимой. Как траве-мураве не вырасти без горсти земли, так и русскому
народу не прожить на белом свете без земли-кормилицы. Как без пахаря-хозяина и
добрая земля - горькая сирота, так и он без земли - что без живой души в своем богатырском теле!
Плодотворная сила солнечных лучей и дождевых ливней, ниспадающих с небесного
свода, возбуждает производительность земли, и она, согретая и увлажненная,
растит травы, цветы, деревья и дает пищу человеку и животным. Это естественное и
для всех наглядное явление послужило источником древнейшего мифа о брачном союзе
Неба и Земли, причем Небу придана воздействующая, мужская роль, а Земле -
воспринимающая, женская. Летнее Небо обнимает Землю в своих горячих объятиях,
как невесту или супругу, рассыпает на нее сокровища своих лучей и вод, и Земля
становится чреватою и несет плод: не согретая весенним теплом, не напоенная
дождями, она не в силах ничего произвести. В зимнюю пору она каменеет от стужи и
делается неплодною; с приходом же весны Земля, по народному выражению,
«принимается за свой род».
«Не Земля родит, а Небо», - выражается пахарь пословицею, обозначая тем, что без
влияния благоприятных условий, посылаемых небом, земля бессильна дать урожай.
По воззрению южных славян, земля плоская и круглая. На краю света купол неба
соединяется с землею.
Землю держит на роге вол или буйвол; время от времени он устает, перебрасывает
ношу на другой рог - отсюда и землетрясения.
В подземном мире тоже живут люди, все там устроено по-нашему: те же растения,
птицы, животные.
При сотворении мира вся-вся земля была ровная, как луг, но когда Господь рыл
русла рек и морей, пришлось ему из песка и камней создать холмы и горы.
У некоторых западнославянских племен Земле покровительствовала Девица-Земина. В
ее честь варили пиво и пекли хлеб. Преподносили
этот дар богине и говорили: «Земина, разносящая цветы, зацвети житом, пшеницей,
ячменем и всяким злаком».
Древнеримский историк Тацит писал о славянах, живших на острове Руен (Рюген):
«Они воздают общее поклонение богине земли и верят, что она вмешивается в
человеческие дела, посещает народы. Стоит на острове океана нетронутый лес, и в
нем хранится священная колесница, покрытая завесой: прикасаться к ней дозволено
одному лишь жрецу. Он узнаёт, что богиня присутствует в святилище, и, везомую на
колеснице коровами, сопровождает с великим благоговением».
Мужским воплощением Земины был бог Земенник, или Потримп. Пиры в его честь
устраивали осенью, когда собран весь урожай. Это был бог плодородия с веселым
лицом, он увенчан зеленым венком. В его святилище стоял горшок, доверху полный
хлебными зернами. В другом горшке спала священная змея бога, которую поили молоком.
Путешественники древних времен так описывали празднества в его честь: «Когда
зерно убрано с полей, люди сходятся в некое место, предназначенное для бесед и
сборищ, - мужчины с женами и детьми, со слугами и всеми своими родичами,
объединенные между собой повиновением. Столы, лавки и иные места, на которых они
свои беседы отправляют, посыпают травой, поверх которой кладут хлеб, по краям
хлеба с двух сторон ставят по две корчаги пива. Затем приносят телят, поросят,
домашнюю птицу, каждой твари по паре, потом в жертву богу забивают. И
приговаривают: «Это тебе, о Земенник-бог, жертвуем и благодарение производим,
ибо нас в этот год в здравии и достатке хранил. Теперь же тебя просим, чтобы нас
от огня, от войны, от морового поветрия и от всех врагов наших охранил».
Потом, эти жертвы сварив, празднуют, но прежде чем начнут есть, от каждого блюда
отрезая, под стол, под лавки, за печь и во все углы в избе и в сени бросают,
говоря: «Это тебе, наш Земенник, жертвуем, бери и ешь, сердечно просим!» |