Иностранные хронисты считали Триглава
одним из многочисленного сонма славянских богов, не понимая, что в этом
главнейшем символе была выражена сама суть нашей древней веры: бог един, но у
него множество проявлений. Чаще всего, это три главные сущности: Сварог, Перун и
Святовит (Свентовит). В «Бояновом гимне» повествуется:
... главу перед Триглавом склоните!
Так мы начинали,
великую славу Ему воспевали,
Сварога — Деда Богов восхваляли,
что ожидает нас.
Сварог — старший Бог Рода Божьего
и роду всему — вечно бьющий родник...
И Громовержцу — Богу Перуну,
Богу битв и борьбы...
И Свентовиту мы славу рекли.
Он есть и Права, и Яви Бог!
Песни поем мы Ему, ведь Свентовит — это Свет.
Поэтому можно сказать, что любое изваяние славянских богов это и есть Триглав.
По этой причине многие божества изображались многоликими — многосущестными, а
германский летописец назвал Триглава «величайшим» божеством славян.
Триглава почитали все славяне, но некоторые народы поклонялись ему особо.
У города Штетина, рядом с целебным источником, на главном из трех священных
холмов, стоял на высоких столбах, обтянутых черным сукном, великолепный храм
Триглава. У подножия единственной статуи лежали груды сокровищ — десятая часть
от военных трофеев. Статуя триединого бога была закрыта покрывалом, а на устах и глазах у него были
золотые повязки. Считалось, что Триглав неусыпно следит за всеми царствами:
Правью, Явью и Навью. Взгляд бога и его слово обладали такой силой, что способны
были с легкостью сломать тонкие преграды между мирами.
И тогда миры, смешавшись, поменялись бы местами, а это означало наступление
конца света. Поэтому Триглаву прислуживало много жрецов, которые следили, чтобы
его статуя всегда была плотно закрыта тканью, а волю бога они излагали сами. Для
предсказаний использовали и черных коней Триглава.
Рядом с храмом в Штетине были построены три длинных здания для проведения
народных собраний, заканчивавшихся веселыми пирами.
Изображения Триглава могли существенно отличаться
друг от друга по размерам. В Гостькове, например, он был столь велик, что
завоеватели не могли его повалить даже с помощью нескольких пар волов. А в Юлине
этот бог, отлитый из золота, был настолько мал, что его спрятали от наступавших
рыцарей в дупле дерева.
Идея триединого божества была известна и арийским индусам, где его называли
Тримурти. Изваяние состояло из трех главных богов индуизма: Брахмы, Вишну и Шивы
(по-нашему — Бармы, Вышнего и Сивы). Таким образом, в одном естестве соединились
три важнейшие функции: творения (Брахма), хранения (Вишну) и разрушения (Шива).
Славяно-русская идея была несколько иной: творение (Сварог), закон Прави (Перун)
и божественный Свет (Святовит). Разрушение могло применяться лишь в
исключительных случаях как кара за несоблюдение божественного закона жизни.
Ниже Триглава находились Белобог и Чернобог, которые пребывали в постоянной
борьбе друг с другом: дневной свет тускнел в надвигающихся сумерках, а ночную
тьму рассеивала утренняя заря; на смену грусти спешила радость: вслед за
жестокостью и завистью приходило время бескорыстных и добрых дел. Первого бога
изображали мудрым седобородым и седовласым старцем, второго — уродливым
скелетообразным «кощеем». Однако Белобога и Чернобога почитали в равной мере. В
Померании возвышается гора, которая называется Белобогом. В Польше это такие
места, как Бялобоже и Бялобожница, в Чехии — Беложице, в украинской Галиции —
Белбожница. Вблизи Москвы, рядом с Радонежем, существовало святилище Белобоги, а
в Костроме православный Троице-Белобожский монастырь сохранил в своем названии
имя древнего бога света и тепла.
Особо почитали этого бога в Белоруссии, где его называли Белуном. Здесь верили,
что заблудившегося в лесу человека обязательно приведет домой седобородый
старец, похожий на волхва. В счастливую минуту белорусы говорили: «Словно
подружился с Белуном». Или: «Темно в лесу без Белуна».
Летописец Гельмольд поведал, что в средневековой Славии во время пиров пускали
по рядам чашу с хмельным медом и клялись Белобогом и Чернобогом. Деревянное
изваяние последнего в виде человекоподобного зверя с рунической надписью на
языке поморских славян: «Царни бу» («Черный бог») — долгое время стояло в
немецком городе Гамбурге. Чернобога считали злым. На Украине существовало
сильное проклятие: «А чтоб тебя черный бог убил!»
Очень интересная легенда о двух богах сохранилась в землях войска Донского.
Казаки полагали, что Беляк и Черняк — братья-близнецы, которые вечно следуют за
человеком и записывают его дела в особые книги. Добрые «регистрирует» Белобог,
злые — его брат. Ничего невозможно скрыть от их пристальных взоров, но, если
покаяться, то запись о плохом деле поблекнет, хотя и не исчезнет совсем, — ее
должен прочитать Бог после смерти человека. В скорбный час братья становятся
видимыми, и тогда Белобог говорит умирающему: «Делать нечего, сын докончит твои
дела». А Чернобог всегда мрачно добавляет: «И ему тоже не все удастся доделать».
Близнецы сопровождают душу на Том свете до Суда, а потом возвращаются на землю,
чтобы сопровождать следующего новорожденного до его кончины.
Одни исследователи видят в Белобоге символ арийской веры, в Чернобоге —
Шиву-Разрушителя. Иные отмечают, что Белобог ходил в белом платье с черными
заплатами, а Чернобог — во всем черном, но с белыми заплатами на одежде. Именно
так выглядят восточные символы Инь и Ян — две силы, которые, сменяя друг друга,
движут миром в вечном круговороте черно-белого бытия. Мир Яви — это поле вечной
брани, место испытаний людей. Лишь небеса Прави свободны от Тьмы, а Навь не
ведает Света.
Братья Белобог и Чернобог всюду следуют за человеком и записывают в книги судеб
все его дела, добрые и злые. Позже их заменили ангел-хранитель, стоящий за
правым плечом, и черт — за левым.
При использовании материалов линк на проект Хранилище мифологии приветствуется!