Ежегодно, апрель у славян начинался
весенними праздниками возрождения жизни. В селениях славян появлялся молодой
рыжеволосый всадник на белом коне. Он был одет в белую мантию, с венком из
весенних цветов на голове, в левой руке он держал ржаные колосья, босыми ногами
понукал своего коня. Это — славянский бог радостного света, весны и тепла Ярило. Его имя, образованное от слова «яр», имеет
несколько значений: 1) пронзительный весенний свет и тепло; 2) юная,
стремительная и неуправляемая сила; 3) страсть и плодородие. Народ гуцулов,
карпатских горцев, весну называет ярью, а у костромичей яр — жар и пыл. Яр —
это и стремительно несущийся во время весеннего половодья поток воды. Ярый
означает вспыльчивый, разъяренный. Ярица — поле пшеницы. Словом, все в это время
предается буйным радостям жизни, иногда даже чрезмерным и небезопасным.
На празднике для Ярилы выбирали невесту и нарекали ее Ярилихой. Девушку одевали
во все белое, голову украшали венком и, привязав к одиноко стоящему дереву,
водили вокруг нее хороводы, пели песни: Волочился Ярило по всему свету,
Полю жито родил,
Людям детей плодил,
Где он ступит,
Там жито стеной,
А куда взглянет,
Там колос зацветет.
Второй раз Ярилу чествовали ближе к середине лета. Молодежь собиралась за
селением, на специальном месте — «ярилиной плешке». Здесь весь день шумело
гуляние, народ угощался, пел, танцевал и чествовал юношу и девушку в белых
одеждах, украшенных бубенцами и яркими лентами, — Ярилу и Ярилиху. С наступлением темноты зажигали
многочисленные «ярилины огни». Иногда празднества заканчивались «похоронами»
Ярилы и его невесты — соломенные чучела с масками из глины выносили в поле и
оставляли там или бросали в воду. Этим люди будто говорили: «Побесились и
хватит, пора и честь знать». Да и некогда больше было веселиться и плясать — с
каждым днем прибавлялось все больше работы в поле.
Имя Ярилы сохранилось в названиях многих славянских селений. Это Яшиовичи,
Ярыловая роща и река Ярынь в Белоруссии, Ярилово поле в Костромской области,
Ярилова долина во Владимирской области.
На Ярилиной неделе особенно неотразимую силу имеют всевозможные любовные заговоры — на присуху и на отсуху, на зазнобу да на разгару.
Лихие люди, умышляющие злобу на своего ближнего, «вынимают след» у него в эти дни, и, по народному преданию, это является особенно действенным средством.
Много людей были и остаются тезками юного, безрассудного и бесшабашного бога
весны. Это — Ярополк, Яромир, Ярослав и Ярослава, Ярина.
При использовании материалов линк на проект Хранилище мифологии приветствуется!