Хранилище мифологии
 

Славянская мифология

Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная древнегреческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология народов Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская  и  германская мифология
Славянская и древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Жар-птица

Жар-птица, в восточнославянской мифологии чудесная птица. Жар-птица является целью исканий различных героев русских сказок. Это птица, перья которой обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Добывание жар-птицы сопряжено с большими затруднениями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удается лишь незлобивому младшему сыну. Согласно русской волшебной сказке, каждое перо ее "так чудно и светло, что ежели принесть его в темную горницу, оно так сияло, как бы в том покое было зажжено великое множество свеч". Золотая окраска Жар-птицы, её золотая клетка связана с тем, что птица прилетает из другого ("тридесятого царства"), откуда происходит все, что окрашено в золотой цвет.

Жар-птица может выступать в роли похитителя, сближаясь в этом случае с Огненным Змеем: она уносит мать героя сказки "за тридевять земель". Сравнительный анализ позволяет предположить древнюю связь Жар-птицы и словацкой "птицы-огневика" с другими мифологическими образами, воплощающими огонь, в частности с огневым конем-птицей. Мифологи (Афанасьев) объясняли жар-птицу как олицетворение огня, света, солнца. Оставляя в стороне произвольные мифологические объяснения, можно сопоставить жар-птицу со средневековыми, очень популярными и в нашей, и в западноевропейской литературе рассказами "Физиолога" о чудной птице Феникс, возрождающейся из пепла.

Историческая справка.
Физиолог — сборник статей и сведений о животных и каменьях, получивший начало во II или III веке нашей эры, предположительно, в Александрии. Это памятник коллективного творчества. В основе его лежат наблюдения, принадлежащие классическим писателям, не без влияния восточных преданий. Подбор этих наблюдений сделан писателями христианскими, поставившими себе целью сближение их со Святым Писанием и христианским преданием. Физиолог состоит из отдельных глав числом до 50, дающих описание животных и птиц, насекомых, минералов и т.д. и перечисление их особенностей и свойств, с символическими толкованиями (свойства зверей, например, сопоставляются с христианскими добродетелями). В Физиолог попали такие животные, как феникс, сирены, кентавры, горгона, единорог; перечисление свойств остальных животных и особенно символические толкования переносят читателя в совершенно сказочный мир. Тем не менее, Физиолог пользовался авторитетом в Московской Руси даже в XVII столетии. Славянские переводы Физиолога сохранились только в русских списках. Язык древнейшей редакции указывает на болгарское происхождение перевода (до XIII века). Сказания Физиолога отразились на некоторых древнерусских статьях в разных сборниках, отчасти также в народно-поэтических произведениях; физиологическая символика проникла и в памятники искусства (например, в иконографию). На Западе Европы Физиолог пользовался большой популярностью; в XIII столетии он был переведен с латинского на национальные языки Европы и вошел в состав средневековых энциклопедий. Символическая сторона его при этом несколько утратила свое значение, а сам Физиолог в средневековье принял форму естественнонаучного труда "Бестиария".






При использовании материалов линк на проект Хранилище мифологии приветствуется!




Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Цверги
Драконы Эльфы

История древних цивилизаций