Змиулан, в восточнославянской мифологии персонаж, одно из продолжений образа
Огненного Змея и Велеса. Согласно белорусским и русским сказаниям, царь Огонь и
царица Маланьица (молния) сжигают стада царя Змиулана, который прячется от них в
дупле старого дуба. У западных и южных славян существует множество подобных
преданий, например, основной миф славянской мифологии о противнике
Перуна-Громовержца Змее, обладателе стад, который прячется в дереве и т.п.
Собственно, следы обоготворения огня или мистического его почитания встречаются
у многих народов на различных стадиях культурного развития — у дикарей,
кочевников и оседлых земледельцев, в религиях древнего Востока, в культах Греции
и Рима, Мексики и Перу, у древних литовцев, германцев, славян, у современных
народов центральной и восточной Азии, Полинезии и т.д. В особенности поклонение
огню связывается с Индией, где уже в древнейших гимнах Ригведы воспевался бог
Агни и с Персией, где древнее почитание огня, соединенное с почитанием солнца и
неба, получило новое развитие в зороастризме, затем утратило свое значение после
греческого завоевания, вновь возродилось при Сасанидах в III веке нашей эры и
снова угасло с распространением ислама. |