Хранилище мифологии
 

Северная мифология

Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная древнегреческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология народов Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская  и  германская мифология
Славянская и древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Звайгстикс

Звайгстикс (Swayxtix), в прусской мифологии божество света и плодородия; способствует росту хлебов и трав, приплоду скота. Постоянно упоминается в списках прусских богов 16-17 столетий, чаще всего на втором месте, сразу после Окопирмса, иногда на четвертом, после Перкунса. Функции Звайгстикса, его место в списках и этимологические связи (для сравнения: прусск. swaigstan - "сияние"; литовск. zvaigzde и латышск. zvaigzne - "звезда") подтверждают отождествление Звайгстикса в одном из списков с солнцем, или с солнечным светом, или с солярным символом - лучом. В поздних литовских источниках 18 века (Бродовский, Руиг) появляются имена Zwaigzdzukas, Zwaigzdunks как обозначения звездного бога. Подтверждением тому служат, например, латышские Звайгзнес - мифологизированный образ звезд, участвующих в "небесной свадьбе".

Историческая справка.
Балтийская мифология, система мифологических представлений древних балтийских (балтских) племён. Общебалтийская мифологическая система не сохранилась, но в некоторых случаях она реконструируется на основе мифологических систем отдельных балтийских племен: западных - пруссов, ятвягов, и восточных - жемайтов и аукштайтов (литовцев), латышей и др. На рубеже первого и второго тысячелетия нашей эры балтийские племена занимали территорию к югу и востоку от Балтийского моря, соседствуя со славянами и прибалтийскими финнами. Самые ранние сведения о мифологии и ритуале балтийских племен, помимо археологических данных о погребальном обряде и характере святилищ, восходят к концу 1 века нашей эры. Описывая эстиев, отождествляемых с древнебалтийскими племенами, Тацит сообщает, что они "поклоняются праматери богов и как отличительный знак своего культа носят на себе изображения вепрей" ("Германия", XLV). Некоторые сведения о ритуале и идолопоклонстве эстиев и пруссов содержатся в англо-саксонском описании путешествия Вульфстана (конец 9 столетия) и в жизнеописаниях епископа Адальберта Бременского, пытавшегося приобщить пруссов к христианству. Существенным подспорьем при реконструкции Балтийской мифологии являются произведения народного искусства (резьба по дереву, вышивки, орнаменты и т.п.). Языковые данные (прежде всего имена мифологических персонажей) в их сравнительно-исторической интерпретации позволяют выделить древнее индоевропейское ядро Балтийской мифологии - схему так называемого основного мифа о поединке Громовержца с его противником и имена участников этого мифа - Перкунаса, Велняса и Велса. Индоевропейские истоки обнаруживает целый ряд других мифологических имен (Жемина, Пушкайтс, Усиньш, Лаума, Вейопатис, Звайгстикс). Главные черты Балтийской мифологии находят выражение в наборе основных семантических противопоставлений, описывающих пространственно-временные, социальные, оценочные характеристики мира.






При использовании материалов линк на проект Хранилище мифологии приветствуется!




Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Цверги
Драконы Эльфы

История древних цивилизаций