Звайгстикс (Swayxtix), в прусской
мифологии божество света и плодородия; способствует росту хлебов и трав,
приплоду скота. Постоянно упоминается в списках прусских богов 16-17 столетий,
чаще всего на втором месте, сразу после Окопирмса, иногда на четвертом, после
Перкунса. Функции Звайгстикса, его место в списках и этимологические связи (для сравнения:
прусск. swaigstan - "сияние"; литовск. zvaigzde и латышск. zvaigzne - "звезда")
подтверждают отождествление Звайгстикса в одном из списков с солнцем,
или с солнечным светом, или с солярным символом - лучом. В поздних литовских источниках 18 века (Бродовский,
Руиг) появляются имена Zwaigzdzukas, Zwaigzdunks как обозначения звездного бога.
Подтверждением тому служат, например, латышские Звайгзнес - мифологизированный
образ звезд, участвующих в "небесной свадьбе".
Историческая справка.
Балтийская мифология, система мифологических представлений древних балтийских (балтских)
племён. Общебалтийская мифологическая система не сохранилась, но в некоторых
случаях она реконструируется на основе мифологических систем отдельных
балтийских племен: западных - пруссов, ятвягов, и восточных - жемайтов и
аукштайтов (литовцев), латышей и др. На рубеже первого и второго тысячелетия
нашей эры балтийские племена занимали территорию к югу и востоку от Балтийского
моря, соседствуя со славянами и прибалтийскими финнами. Самые ранние сведения о
мифологии и ритуале балтийских племен, помимо археологических данных о
погребальном обряде и характере святилищ, восходят к концу 1 века нашей эры.
Описывая эстиев, отождествляемых с древнебалтийскими племенами, Тацит сообщает,
что они "поклоняются праматери богов и как отличительный знак своего культа
носят на себе изображения вепрей" ("Германия", XLV). Некоторые сведения о
ритуале и идолопоклонстве эстиев и пруссов содержатся в англо-саксонском
описании путешествия Вульфстана (конец 9 столетия) и в жизнеописаниях епископа
Адальберта Бременского, пытавшегося приобщить пруссов к христианству.
Существенным подспорьем при реконструкции Балтийской мифологии являются
произведения народного искусства (резьба по дереву, вышивки, орнаменты и т.п.).
Языковые данные (прежде всего имена мифологических персонажей) в их
сравнительно-исторической интерпретации позволяют выделить древнее
индоевропейское ядро Балтийской мифологии - схему так называемого основного мифа
о поединке Громовержца с его противником и имена участников этого мифа -
Перкунаса, Велняса и Велса. Индоевропейские истоки обнаруживает целый ряд других
мифологических имен (Жемина, Пушкайтс, Усиньш, Лаума, Вейопатис, Звайгстикс).
Главные черты Балтийской мифологии находят выражение в наборе основных
семантических противопоставлений, описывающих пространственно-временные,
социальные, оценочные характеристики мира. |