Эллинской цивилизации была свойственна особая экономическая система. Само
слово «экономика» греческого происхождения – оно обозначало «домашнее
хозяйство». Основой экономики эллинов была верховная собственность полиса на
землю. Полис распределял земли среди своих граждан, контролировал использование
земли, мог изымать земельные владения за бесхозяйственность и расточительность;
земельные владения не подлежали отчуждению и дроблению при передаче по
наследству. В то же время у эллинов развивалась частная собственность на
постройки, движимое имущество, скот, рабов, однако и здесь не было полной
свободы отчуждения, и передвижение собственности находилось под контролем
полиса, в особенности, если имущество переходило из рук эллинов в руки метэков,
или иностранцев. Известно, что многие выдающиеся деятели культуры, например,
Геродот и Сократ, привлекались к суду за распродажу своего имущества и
значительные расходы на путешествия, и им пришлось долго доказывать, что их
поездки в заморские страны не были бесцельными и что затраты на них оправданы
пользой для полиса приобретенных новых знаний. Эллада принадлежала к числу тех
немногих стран, прогресс которых строился не на земледельческой экономике, но на
торговом обмене. Еще в XVI веке до нашей эры, до завоевания дорийцев, в Элладе
получил хождение унаследованный от критян денежный эквивалент – талант. В VIII
веке до нашей эры, одновременно с алфавитом, в Элладе появилась первая монета –
драхма, с выбитыми на ней знаками полиса и гарантированным весом. Сами по себе
деньги были изобретены в Лидии, малоазийском царстве, но именно в Элладе они
получили особое развитие. Появилось ростовщичество – ссуда денег под процент.
Возникло искусство накопления денег, основанное на способности денег давать
прирост, или новые деньги; позднее это искусство будет названо Аристотелем
«хрематистикой». Ростовщичество и рабовладение обусловили отказ от
производственной деятельности свободных граждан, вызвали потребительские,
паразитические настроения. Если во времена Солона афинянин за праздность мог
угодить в тюрьму, то позднее, в эллинистический период, занятия ремеслом или
коммерцией стали восприниматься постыдными в глазах афинян. В эллинистическую
эпоху бедствием общества станет крайняя неравномерность распределения
собственности: менее одного процента граждан сосредоточат в своих руках абсолютное
большинство богатств, среди остальной части граждан, среди демоса,
распространится нищета.
История древних цивилизаций →
Наука и техника Эллады → |