Хранилище мифологии
 

Эллинская цивилизация

Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная древнегреческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология народов Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская  и  германская мифология
Славянская и древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Наука и техника Эллады

Воспроизводство политического, социального, экономического опыта, его передачу из поколения в поколение обеспечивала система образования. Эллинская школа оформилась в классический период. Само слово «школа» производно от древнегреческого σχωλη – досуг. Различались школы начальной, средней и высшей ступени. В школах начальной ступени обучались дети 7–12 лет; они постигали чтение, письмо, основы счета, занимались музыкой и спортом. Школы средней ступени – эфебии, иногда гимнасии, предназначались для юношей 12–18 лет; в них изучались гимнастика, грамматика, риторика, декламация. Школы высшей ступени предполагали усвоение философии, считавшейся всеобъемлющей наукой. Все школы были частными, содержались состоятельными гражданами. Во главе школ стояли схолархи, им ассистировали схолархаты, советы школ; в демократических Афинах схолархи избирались. Протагор (480–410 годы до нашей эры), известный философ-атеист, первым стал брать с учеников деньги за обучение, что в дальнейшем сделалось общим правилом.

Одну из первых школ высшей ступени основал Пифагор (582–500 годы до нашей эры). Она представляла собой полурелигиозное объединение, в котором произносилась особая клятва, совершались особые ритуалы. Школа находилась за пределами города, в священной роще; занятия проводились в форме бесед между учителем и учениками во время прогулок; учителя и ученики проживали совместно. В школе изучались арифметика, математика, геометрия и философия. Подобную же школу представляла собой Академия, основанная Платоном в 388 году до нашей эры в пригороде Афин, в саду Академа. Над вратами была надпись: «Пусть сюда не войдет никто, не знакомый с математикой». Изучение абстрактных наук – математики, астрономии, теории музыки – было основным отличием Платоновской Академии. В это особое заведение входили «посвященные», академики и кандидаты. Академики упражняли свой ум в диспутах, в ученых собраниях – симпосиях; последние проходили в специальных залах, где в форме каре устанавливались ложе; на них возлегали философы; задавалась тема, и каждый поочередно высказывал свои суждения; паузы заполнялись легкой музыкой и танцами флейтисток, фруктами и вином.

Близкую по характеру, но с уклоном в естественные науки, школу представлял собой Ликей, основанный Аристотелем (384–322 году до нашей эры) в роще Аполлона Ликейского близ Афин. Последователи Аристотеля назывались перипатетиками, т.е. прохаживающимися, поскольку обучение проходило в ходе прогулок по аллеям Ликейской рощи. Ученики собирали и систематизировали сведения по различным отраслям знаний – литературе, формах полисного устройства, о растениях, животном мире, камнях и т.д. Субсидировалась учебная и научная деятельность Ликея Александром Македонским. Все указанные учреждения были доступны только для полноправных граждан и их сыновей. Для метэков, периэков и прочих неэллинов они были закрыты. Исключение составляли только Афины, где в одном из пригородов была создана киниками школа для переселенцев – Киносарг, которая была свободной и бесплатной. Она была альтернативной не только в социальном смысле, но и по содержанию образования. В Киносарге осваивалась философия кинизма, критиковавшая традиционные ценности эллинского полиса.

Эллинская цивилизация не только выработала основные образовательные институты, дошедшие в модифицированном виде до настоящего времени, но и создала науку как таковую и сформировала важнейшие отрасли научного знания. Джон Десмонд Бернал, крупный специалист по истории науки, утверждает, что наука как абстрактное, теоретическое знание зародилась в Древней Греции. Основателем науки нередко называют Фалеса Милетского (625–547 годы до нашей эры), ученого разносторонних талантов; он первым дал рациональное объяснение солнечных затмений, возникновения жизни без участия богов из воды как первоначала всего сущего; он умел определять высоту пирамид, рассчитывать циклы движения небесных светил; на основе точных математических расчетов он предсказал солнечное затмение 585 года до нашей эры, и эта дата считается датой рождения европейской науки.

История древних цивилизаций
Философия и образование в Элладе





При использовании материалов линк на проект Хранилище мифологии приветствуется!




Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Цверги
Драконы Эльфы

История древних цивилизаций