Хранилище мифологии
 

Эллинская цивилизация

Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная древнегреческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология народов Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская  и  германская мифология
Славянская и древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Философия и образование в Элладе

В Элладе возникла философия как самая абстрактная наука о природе, обществе и человеке. Ее истоки восходят к VI веку до нашей эры, к деятельности софистов, мудрецов – тому же Фалесу Милетскому, Гераклиту Эффескому (530–470 годы до нашей эры), Пифагору (582–500 годы до нашей эры), Анаксимандру (611–547 годы до нашей эры). Основной проблемой софистов была проблема первоначала. Фалес считал таковым воду, Гераклит – огонь, Анаксимандр – воздух, или апейрон. Эмпедокл затем развил учение о четырех первоэлементах – земле, воде, воздухе, огне, которые являлись различными состояниями всего природного. Этим первоэлементам, по Эмпедоклу, соответствовали четыре гумора – жизненных сока человека: кровь, желчь, слизь, черная желчь, а также четыре темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. В V веке до нашей эры Сократом было введено само понятие философии, «любомудрия» в переводе с греческого, и мудрецы стали называться не софистами, а философами. В дальнейшем в эллинской философии образовались различные направления и течения. Демокрит (460–370 годы до нашей эры) развил учение об атомах, мельчайших, неделимых частицах природного мира, основав материалистическое направление. Платон (427–347 годы до нашей эры) обосновал учение об эйдосах, мысленных образах сущего, дав начало идеализму.

Эллада стала родиной геометрии и математики. Фалес и Пифагор сформулировали первые теоремы. Последователи Пифагора открыли иррациональные числа. Евдокс (408–355 годы до нашей эры) разработал теорию пропорций и начал применять буквы для обозначения геометрических фигур, заложив основы геометрической алгебры. Эвклид (III век до нашей эры) систематизировал знания по геометрии и математике в своем трактате «Начала»; он привел способы определения площадей и объемов различных фигур и тел, изложил теорию чисел, дал определения и аксиомы, в частности, о параллельных прямых. Диофант (около 250 года до нашей эры) занимался решением уравнений и алгебраическими счислениями.

Элладе обязана своим становлением физика. Здесь нужно указать на открытия Архимеда (287–211 годы до нашей эры); он ввел понятие центра тяжести, разработал методы его определения; он сформулировал законы рычага; неслучайно Архимеду приписывают фразу: «Дай мне точку опоры, и я сдвину Землю»; он сформулировал знаменитый закон гидростатики: на всякое тело, погруженное в жидкость, действует поддерживающая сила, равная весу вытесненной телом жидкости, направленная вверх и приложенная к центру тяжести вытесненного объема; он ввел формулу определения числа пи как отношения длины окружности к диаметру, определил соотношение объемов шара и описанного около него цилиндра как 2 : 3.
Достаточно обширные познания небесной сферы были известны уже предшественникам эллинов, но только в Элладе они приобрели характер рациональной теории; именно у эллинов возникли теоретическая астрономия и само обозначение науки о небесных светилах. Гицет (V век до нашей эры) и Экфант (IV век до нашей эры) разработали геоцентрическую концепцию, согласно которой Земля находится в центре Вселенной и вокруг нее вращаются Солнце, Луна и другие светила. Аристарх (320–250 годы до нашей эры) предложил совершенно иную, гелиоцентрическую концепцию, по которой Солнце является центром Вселенной, а Земля, как и другие светила, вращаются вокруг Солнца. Апполоний из Перги (около 170 года до нашей эры) развил учение об эллипсе, параболе и гиперболе, которые были открыты Менасхмосом еще в середине IV столетия до нашей эры.

В Элладе сложилась и география. Пифей Массалийский (около 320 года до нашей эры) оставил первые географические описания европейских народов, включая побережья Средиземного и Северного морей. Эратосфен из Кирены (околот202 года до нашей эры) вычислил окружность Земли в 24700 миль, допустив ошибку всего лишь в 250 миль. Интерес к знаниям о прошлом отличал уже общества Египта, Шумера и Аккада, но он не простирался далее составления генеалогических таблиц правителей и династий. Только в Элладе зародилась наука о прошлом – история, само обозначение которой должно осмысляться как «исследование». Геродот составил историю народов Средиземноморского мира; Фукидид ввел понятие «закона истории», приемы исторической критики. Эратосфен предпринял исследование в области исторической хронологии, использовав египетские папирусы; он установил даты Первой Олимпиады, Троянской войны; он изобрел новый календарь в 365 дней и с високосным годом. Нельзя не сказать и о медицине, освобожденной от магических представлений и основанной на опыте. Ее подлинным основателем стал Гиппократ (460–370 годы до нашей эры). Медицина должна была способствовать сохранению здоровья, красоты и продлению жизни. Гиппократ устанавливал естественные причины болезней, в т.ч. «священной болезни» – эпилепсии. Герофил (III век до нашей эры) сделал значительные открытия в анатомии; он первым стал различать артерии и вены, изучил различные органы – печень, поджелудочную железу, сердце, половые органы и др.; он стал использовать пульс для диагностики; в пульсе он различал 4 фазы: систола, диастола и 2 интервала; он исследовал глаз, открыл сетчатку, зрительный нерв, нервную систему. Эрасистрат (около 240 года до нашей эры) сделал открытия в физиологии, описав функции органов. Можно без преувеличения утверждать, что некоторые другие науки, считающиеся достоянием современности, зародились в Древней Греции. Например, политология определенно ведет свое начало от «Политики» Аристотеля, который создал учение о формах политического устройства, выделив три правильные формы – монархию, аристократию и демократию, и три неправильные формы – тиранию, олигархию и демагогию.

Говоря о науках, нельзя не отметить достижений эллинов в технике. Еще до вторжения дорийцев эллинам был известен патронный винторезный токарный станок, на котором можно было вытачивать цилиндры, шары, конусы. Архимеду были хорошо известны винты, блоки, лебедки, зубчатые передачи; он прославился изобретением ирригационных и военных машин; он впервые стал использовать болт. Его последователь Ктесибий (II век до нашей эры) создал зубчатое колесо, счетчик оборотов; усовершенствовал водяные часы, которые могли отмечать время боем и движением фигур; он изобрел гидравлический насос и создал множество механизмов для извлечения вина из бочек, воды из подвалов, гноя из ран и т.п. Но, пожалуй, самым выдающимся инженером Эллады был Герон Александрийский (150–100 годы до нашей эры), автор сочинения «Театр автоматов», основатель первой технической школы. Им созданы самые разнообразные механизмы – диоптры, воздушный орган, фонтаны; он открыл свойства пара и создал эолипил, первую паровую машину. Характерно, что это изобретение использовалось отнюдь не для облегчения труда рабов, но в театральных зрелищах: машины Герона заставляли танцевать механических марионеток, сражаться искусственного Геракла, приводить в движение любые фигуры, открывать врата храма и т.д.

История древних цивилизаций
Художественная культура и религия эллинов





При использовании материалов линк на проект Хранилище мифологии приветствуется!




Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Цверги
Драконы Эльфы

История древних цивилизаций