Правовой основой средневековой цивилизации Запада является договор,
обозначавшийся понятием «feodum». Здесь следовало бы освободиться от упрощенного
понимания «феода» только как земельной собственности. Утвердившееся в вульгате
слово «feodum» образовано от классического латинского «foedus». Отражая
определенную печать германизации в фонетике, оно вполне унаследовало римский
смысл, сохранив основные значения – «союз», «договор», «соглашение». Стало быть,
«феод» – в первую очередь «союз», заключавшийся между двумя сторонами, со
взаимными правами и обязанностями, с обоюдной ответственностью; «договор»,
заключавшийся публично, в присутствии свидетелей, нередко оформлявшийся
грамотой, но даже и без письменной фиксации приобретавший нерушимый характер в
силу сакральности самого ритуала, которым сопровождалось его заключение. И хотя
в такого рода «союзе» одна сторона занимала положение покровителя, а другая
покровительствуемого, нельзя сказать, что это было соглашение неравноправных.
Уже сама ситуация заключения договора предполагает изначальное равенство с
правовой точки зрения, по крайней мере, с точки зрения обладания одинаковым
статусом «свободного». Договор мог и не состояться, если он почему-либо не
удовлетворял одну из сторон, и мог быть перезаключен с другим лицом.
Как видно из вышесказанного, «феод» определяет исключительно личностный характер
социальных связей, то есть связей на основе взаимного обмена услугами, взаимного
одалживания, комплиментарности взаимоотношений. Этим средневековое общество
принципиально отличалось от всякого другого: от античного, в котором связь между
людьми носит публично-правовой, а значит, принудительный характер и определяется
чувством долга перед государством, чувством патриотизма, подчинения закону, а
также от современного, в котором социальные связи обезличиваются
товарно-денежными отношениями.
Если попытаться обозначить истоки самого феномена «феод», то необходимо указать
на христианство с его идеей «завета», или договора между Богом и верующими
(fideies – близко к feodum, буквально – «верными»), между Христом и апостолами,
Учителем и учениками. Действенный образец такого взаимного услужения давал
евангельский сюжет омовения ног Иисусом своим ученикам: он служил им таким
уничижительным образом с тем, чтобы после его смерти они, не боясь унижений,
служили ему. Другим источником, как мне кажется, была германская традиция –
дружбы, любви, то есть того типа отношений, который сложился между вождем и
дружинниками и привел к возникновению дружины (неслучайно это слово
этимологически восходит к слову «дружба»).
«Феод» – поистине универсальное понятие, которым описывались все типы связей
человека в средневековом мире: между сеньором (старшим) и вассалом (младшим),
между феодалом и крестьянином, между отцом и детьми, между мужем и женой, между
человеком и природой, между христианином и Богом, даже между возлюбленными, судя
по тем выражениям, которыми пользовались трубадуры и миннезингеры, воспевавшие
куртуазность (например, «возьми мое сердце в феод»); все они характеризуются
отношениями на основе взаимоприемлемого договора, именно отношениями
покровителя, оказывающего защиту и попечение, и покровительствуемого, обязанного
служением. Стоит подчеркнуть, что объектом договора далеко не всегда являлась
земля; им могли стать самые различные невещные права – доходы (например, с
церковных областей, судебных округов), должности (в частности, повара или
мельника на королевской службе, палача, который казнил только знатных и т.д.).
Неслучайно французские февдисты (знатоки феодального обычного права) бурно
дискутировали в XIII веке вопрос о «воздушных феодах», не обеспеченных земельными владениями.
История древних цивилизаций →
Феодальные отношения → |