В Древней Индии очень высокого развития достигла философия. Наиболее
известной школой древнеиндийских материалистов была локаята. Локаятики выступали
против основных положений других философских школ, в том числе против идеи
религиозного освобождения и всесилия богов. Основным источником познания они
считали чувственное восприятие. Большим достижением древнеиндийской философии
было атомистическое учение школы вайшешика, находящее определенные аналогии с
учением Демокрита. Патанджали – основатель школы йоги – специальное внимание
уделял разработке вопросов человеческой психологии.
Древнеиндийская литература по праву занимает одно из самых почетных мест в
истории всемирной литературы. Многообразная по жанрам и языково-культурным
традициям, она поражает глубиной и оригинальностью содержания. Древняя Индия
подарила миру великого писателя Калидаса, его творчество явилось одним из
важнейших этапов в культурном развитии страны. Когда в конце XVIII – начале XIX
века появились первые переводы его сочинений на западноевропейские языки, к
Калидасе обратились крупнейшие писатели и поэты Западной Европы. Рано
познакомились с творчеством Калидасы и в России.
Историю древнеиндийской литературы принято подразделять на несколько этапов – ведийский, эпический,
период классической санскритской художественной литературы. Для первых двух
этапов характерно преобладание устной традиции передачи текста – черта,
прослеживаемая и в последующие периоды развития художественной литературы
Древней Индии. Подлинными энциклопедиями индийской жизни являются две великие
эпические поэмы – Махабхарата и Рамаяна. Основная канва Махабхараты –
повествование о соперничестве двух царских родов – Кауравов и Пандавов, о
18-дневной битве на поле Куру. Авторство поэмы традиция приписывает мудрецу
Вьясе. В основе повествования Рамаяны – рассказ о походе на остров Ланка царя Рамы
для спасения своей возлюбленной Ситы, похищенной царем демонов Раваной. Рама и
Сита стали любимыми героями миллионов индийцев, их преданность друг другу,
победа добра над злом и сегодня остаются в Индии символом благородства и высоких
нравственных идеалов. Многие сюжеты эпоса составили канву художественных
сочинений последующих эпох, они популярны в современной Индии. Эпоха Гуптов была
временем развития древнеиндийского театра, и это нашло свое отражение в
специальных трактатах по драматургии. В одном из них, Натья-шастре, подробно
излагаются задачи театра, различные виды представлений и т.д.
Большую популярность среди санскритских сочинений приобрела Панчатантра – сборник
рассказов и притч, в значительной степени основанных на фольклорном материале.
Буддийская литература (поэма Буддхачарита – жизнеописание Будды) свидетельствует
о появлении в Индии нового жанра – искусственного эпоса, где очень сильно
чувствуется влияние народной поэзии. Высокого уровня достигла теория
литературного творчества, в том числе поэзии. Подробно разрабатывались правила
стихосложения, составлялись специальные тексты по метрике, трактаты по поэтике.
Справка. Санскрит (от санскр. самскрта, букв. — обработанный), литературно обработанная
разновидность древнеиндийского языка индоевропейской языковой семьи. Известны
памятники I века до нашей эры. Отличается строго нормализованной грамматикой. На
санскрите написаны произведения художественной, религиозной, философской,
юридической и научной литературы, оказавшие влияние на культуру Юго-Восточной,
Центральной Азии и Европы. В Индии санскрит используется как язык гуманитарных
наук и культа, в узком кругу — как разговорный язык. Санскрит применяет разные
типы письменности, восходящие к брахми.
История древних цивилизаций →
Архитектура и искусство Индии → |