Существенным отличием культуры Возрождения является гуманизм в его
новоевропейском понимании. В античную эпоху гуманизм оценивался как качество
воспитанного и образованного человека, возвышающего его над необразованным. В
средневековую эпоху гуманизм понимался как качества греховной, порочной природы
человека, ставившие его много ниже ангелов и Бога. В эпоху Возрождения
человеческая природа стала оцениваться оптимистично; человек наделен
божественным разумом, способен действовать автономно, без опеки церкви; грехи и
пороки стали восприниматься позитивно, как неизбежное следствие жизненного
экспериментирования. Задача воспитания «нового человека» в эпоху Возрождения
осознается как главная задача эпохи. Греческое слово («воспитание») является
самым четким аналогом латинского humanitas (откуда берет свое происхождение
«гуманизм»). Humanitas в ренессансном представлении подразумевает не только
овладение античной премудростью, чему придавалось огромное значение, но также
самопознание и самосовершенствование. Гуманитарно-научное и человеческое,
ученость и житейский опыт должны быть объединены в состоянии идеальной virtu
(по-итальянски одновременно и «добродетель», и «доблесть» — благодаря чему слово
несет в себе средневеково-рыцарский оттенок). Натуроподобно отражая эти идеалы,
искусство Возрождения придает воспитательным чаяниям эпохи
убедительно-чувственную наглядность. Древность (то есть античное наследие),
Средние века (с их религиозностью, равно как и светским кодексом чести) и Новое
время (поставившее человеческий ум, его творческую энергию в центре своих
интересов) находятся здесь в состоянии чуткого и непрерывного диалога.
Определенные стандарты воспитанности и образованности в
эпоху Возрождения становились нормой; знание классических языков, осведомленность в истории и
литературе Эллады и Рима, способность к стихосложению и музицированию стали
условием для занятия достойного положения в обществе. Разуму, его
облагораживанию посредством воспитания и образования именно тогда стало
придаваться ведущее значение. Складывалось убеждение в возможности
усовершенствовать посредством studia humanitas (гуманитарных наук) все общество.
Именно тогда Томас Мор (1478–1535 годы) и Томмазо Кампанелла (1568–1639 годы)
выступили с проектами построения идеального общества.
Некоторые исследователи говорят о новом типе человеческого
достоинства, утвердившемся в эпоху Возрождения. Оно передавалось понятием virtu
и определялось личными качествами человека, его талантами, интеллектуальными
способностями. В предшествующие эпохи достоинство человека зависело не от него
самого, а от принадлежности к сословно-корпоративной организации, к роду или
гражданской общине. Переосмысление идеи virtu вызвало к жизни новое стремление
человека продемонстрировать свои таланты и способности, стремление к славе и
материальному успеху как общественному признанию своих талантов. Именно тогда
стали проводиться конкурсы скульпторов, художников, музыкантов, публичные
диспуты интеллектуалов, венчания лавровыми венками первых поэтов. Первыми в
своих областях творчества признавались скульптор Лоренцо Гиберти (1381–1455),
архитектор Филиппо Брунеллески (1377–1446), художники Джотто (1266–1337) и
Мазаччо (1401–1428), поэты Данте Алигьери (1265–1321) и Франческо Петрарка
(1304–1374). Леонардо да Винчи (1452–1519) удавалось первенствовать
и в музыке, и в живописи, и в изобретательстве, и в инженерии. Микеланджело
(1475–1564) признавался лучшим в скульптуре, но также и в живописи, архитектуре и поэзии.
Изменился идеал жизни. Если прежде господствовал идеал созерцательной жизни
(vita contemplativa), то в эпоху Возрождения утвердился идеал активной жизни
(vita activa). Если прежде новаторство и эксперимент осуждались как грех и
ересь, изменение природного мира представлялось недопустимым, то сейчас они
стали поощряться; пассивность, монашеская созерцательность стали казаться
преступлением; утвердилась идея, что Бог создал природу ради служения человеку,
обнаружения его дарований. Отсюда нетерпимое отношение к бездеятельности и
праздности. Именно в эпоху Возрождения был сформулирован принцип: «время –
деньги», автором которого называют Альберти (1404–1472), но под которым
мог бы подписаться каждый деятель XV–XVI веков. Тогда началось решительное
преобразование природы, стали создаваться искусственные ландшафты, к чему
причастны были Леонардо да Винчи и Микеланджело. Интерес к
земной жизни, ее радостям, жажда наслаждений стали ведущими мотивами
художественного творчества Франческо Петрарки, Джованни Боккаччо
(1313–1375), Ариосто (1474–1533), Франсуа Рабле (1494–1553) и других
писателей Возрождения. Тот же пафос отличал творчество ренессансных художников –
Рафаэля (1483– 1520), Леонардо да Винчи, Микеланджело,
Тициана (1490–1576), Веронезе (1528–1588), Тинторетто (1518–1594), Брейгеля (1525–1569),
Рубенса (1577–1640), Дюрера (1471–1528) и других живописцев.
Утверждению интеллектуальной автономии много содействовала критика
средневекового типа мышления, его догматизма, подавленности авторитетами.
Основная аргументация против схоластики и догматики черпалась в античном идейном
наследии. Особую роль в этом сыграли Лоренцо Валла (1407–1457), Никколо
Макиавелли (1469–1527), Эразм Роттердамский (1467–1536), Мишель Монтень (1533–1592) и др.
В эпоху Возрождения определилась ведущая роль городского населения: не только
интеллектуальной элиты, но и купцов, ремесленников, являвшихся наиболее
динамичными группами ренессансного общества. Уже к концу XV века уровень
урбанизации в Северной Италии и Северной Франции достиг пятидесяти процентов. Города этих
регионов Европы обладали наибольшими денежными накоплениями, которые
вкладывались в развитие искусств и образования.
История древних цивилизаций →
Великие географические открытия → |