Если наука по своему существу космополитична, то литература римлян отличалась
патриотическим пафосом. Зарождение собственно римской литературы относится к III
веку до нашей эры. У истоков этого процесса стоял Андроник Ливий, переведший «Одиссею»
на латинский язык и впервые применивший римский гекзаметр. В 240 году до нашей
эры
состоялось первое драматическое представление в Риме на латинском языке, давшее
начало римскому театру. Отцом римской комедии стал Плавт, поставивший на сцене
«Хвастливого воина» и резко выступавший против распространения греческих нравов.
Крайне враждебно относился ко всему греческому Катон Старший. Плебс во всей
массе был нетерпим к грецизмам. Гай Луцилий стал родоначальником римской сатиры.
Его последователем был Катулл, прославившийся сатирическими посланиями своей
возлюбленной – Лесбии. Неотъемлемой чертой культурной жизни Рима был уличный
театр в виде так называемых аттеланов и мимов, то есть коротких сценических
действий, в которых участвовали артисты в стабильных узнаваемых костюмах и
масках плутов, обжор, нахалов. Излюбленным досугом римлян были цирковые зрелища
– гладиаторские бои, ристания, травля диких животных. В период империи
появилась пропаганда; на зданиях вывешивались воззвания – «Pax», «Pietas»,
«Libertas». Проводилась политика реставрации древних храмов, старинных ритуалов,
празднеств, обрядов. Были введены секулярные игры, восстановлены древние
коллегии жрецов, братства. Многие поэты и писатели посвящали себя исследованию
древностей. Так, Овидий, получивший известность скандальной книгой «Ars amandi»,
проводил исследование римской религии, изучал фасты, восстановил значение
забытых к его времени праздников, объяснил этимологию их названий. Вергилий
верил в возможность возвращения «Золотого века», в «Буколиках» и «Георгиках» он
превозносил жизнь пастухов и земледельцев. Гораций сочинял гимны для секулярных
игр, предвещал появление божественного спасителя, с которым установится «Золотой
век». В литературе периода империи распространялись скептические и мистические
настроения. Марциал ввел жанр эпиграммы, оставив двенадцать книг эпиграмм и знаменитую
«Книгу зрелищ». Ювенал в своей яркой сатире обличал нравы современного ему
римского общества. Апулей, автор «Метаморфоз», был связан с магией и
мистическими культами Востока.
Религиозные воззрения римлян отличались
значительным своеобразием. Римляне не знали антропоморфных богов, они
обожествляли внутренние силы – духи, гении места, действий и состояний. Они
различали добрые духи – маны и злые – лемуры; они признавали духи мужского и
женского полов: Сильван и Сильва, лесные духи; Янус и Яна, духи войны; Фавн и
Фавна, духи кустарников. Патриции почитали трех богов – Юпитера, Юнону и
Минерву; плебеи противопоставляли этому культу свою троицу – Цереру,
покровительницу злаков, Либера и Либеру, покровительствовавших виноградникам.
Духи сопровождали человека на всем протяжении его жизни – Partula присутствовала
при первых родовых болях, Lusina заведовала самим рождением, Diespiter давала
младенцу свет, Vitumnus – дыхание, Sentinus – чувства, Vaticanus – первый крик,
Levana поднимала ребенка с земли и подавала его отцу, Cunina охраняла колыбель,
Rumina давала сосать грудь, Nundina, дух девятого дня, когда давалось имя,
Geneta и Fata, феи судьбы. В дальнейшем ребенка окружали новые божества: Educa
учила есть, Putina – пить, Cuba сопровождала в кровать, Ossipaga укрепляла
кости, Carna – мускулы, Statinus держала на ногах, Abeona и Adeona сопровождали
при выходе на улицу и возвращении. Душа также формируется с помощью множества
божественных сил: Fabulinus сообщает дар речи, Mens дает разум, Volumnis – волю,
Stimula возбуждает и влечет, Strema пробуждает мужество, Volupta порождает
наслаждение, Claucina – грубые страсти, Paventia – страх. Юношеский возраст
контролируют Yuventas и Fortuna barbata, дающая половое созревание.
Бракосочетание осуществляют Pronuba, Afferenda, сопровождающая приданое,
Domiducus, приводящий невесту в дом жениха, Domitius, вводящий в дом, Manturno,
удерживающая в доме. Семейные узы облегчали Tutanus, помогающий в нужде,
Viriplaca, примиряющая в размолвках, Orbona, дающая потомство. Богатство
находилось под покровительством духов денег, серебра и бронзы – Pecunia,
Argantinus, Aesculanus. Окончание жизненного пути сопровождали Caeculus,
закрывавший глаза, Viduus, отделявший душу от тела, Mors, дух смерти.
Взаимоотношения с богами, божествами и духами строились подобно мистическому
договору; к ним обращались с мольбами и просьбами, благодарили и одаривали за
помощь, наказывали за бездействие.
После завоевания Греции в Риме распространились греческие божества – Юпитер
(Зевс), Нептун (Посейдон), Венера (Афродита), Диана (Артемида) и т.д. В период
империи появилась мода на восточные культы – Митры, Исиды, Осириса, Яхве и др.
В начале нашей эры стал формироваться культ Иисуса Христа. В I–II веках нашей эры
возникли Евангелия, жизнеописание Христа. В IV веке был принят канон
Четвероевангелия, прочие же евангельские тексты объявлены апокрифами, то есть
ложными. Первые три столетия христианство подвергалось гонениям. Лишь в 313 году
Миланским Эдиктом христианство было объявлено терпимой религией. Крещение
императора Константина придало ему статус официальной религии, не упразднявшей
однако язычества. В 325 году Первый Вселенский Собор в Никее принял первые
догматы христианства и осудил первые ереси.
История древних цивилизаций →
Судьбы Римской цивилизации → |