| 
 В Западной Европе демократизация правления (всеобщее избирательное право, 
развитие местного самоуправления и т.д.) свершилась в тот момент, когда либералы 
уже не отвечали требованиям политически эмансипированных масс населения, левые 
партии по идеологическим причинам считают невозможным, опираясь на эти массы, 
овладеть политической властью, а ультралевые (коммунисты) готовы идти на слом 
демократической системы. В условиях Европы первой половины ХХ века это приводит к 
реваншизму и шовинизму, национализму, нередко этнически окрашенному, перенесению 
патриархальности в политическую сферу, что вело к авторитаризму. Но политические 
партии, вынужденные апеллировать к подобным образом настроенным массам 
избирателей, начинали, в свою очередь, соответствовать электорату. Отсюда 
популизм, скептицизм в отношении демократии и националистическая риторика, 
проникающие в партийно-политическую сферу.
 Другим примером кризиса демократии является распространение экстремистских 
групп, сознательно ставивших перед собой антидемократические цели. Речь идет не 
о коммунистах, так как последние просто иначе понимали демократию: народом 
(демос) они считали только трудящихся и в принципе говорили о социалистической 
(советской) демократии. Антидемократическая направленность зримо проявляется в 
ультраправых, консервативных формациях. Они отвергали демократию как строй, 
разрушающий нацию. По их мнению, демократия отдает нацию в руки социального и 
индивидуального эгоизма через интернационализм, космополитизм и пацифизм, 
делающие народ нации беззащитным перед внутренними (этнические меньшинства) и внешними чужаками.
 В противовес демократии они выдвигают идею национализма, причем в его новой тоталитарной трактовке. 
Национализм, идеология и политика в национальном вопросе, основа которых — трактовка нации как высшей ценности и формы общности. 
В 19-20 веках национализм выступал как мощная объединяющая сила в борьбе за национальное освобождение в Европе, 
а затем в Африке, Азии и Латинской Америке. Национализм, сопровождаемый идеей национального превосходства и 
национальной исключительности, нередко принимает крайние формы (шовинизм), сближается с расизмом 
и ведет к острым внутренним или межгосударственным конфликтам.
 Лидеры итальянских фашистов Б. Муссолини и Д. Джентиле употребляли эпитет “тоталитаризм” как положительный, 
обозначающий обеспечение единства личности, партии, государства во имя 
достижения величия нации. Осознанно антидемократические режимы в Западной Европе 
были установлены в 1923 - 1930 годах генералом М. Примо де Ривера в Испании, А. 
де Оливером Салазаром с 1926 года в Португалии (существовал до 1974 года), но в 
силу своей исторической (хотя и зловещей) значимости классически понимаемыми 
западноевропейскими антидемократическими режимами считаются итальянский времен 
Б. Муссолини с 1924 по 1944 год и германский при А. Гитлере с 1933 по 1945 год. 
Именно по этим режимам называли себя европейские консервативные диктаторы и 
именовали их окружающие “фашистскими”.
 История древних цивилизаций  → 
Идеалы фашизма и тоталитаризма  →  |