В Западной Европе демократизация правления (всеобщее избирательное право,
развитие местного самоуправления и т.д.) свершилась в тот момент, когда либералы
уже не отвечали требованиям политически эмансипированных масс населения, левые
партии по идеологическим причинам считают невозможным, опираясь на эти массы,
овладеть политической властью, а ультралевые (коммунисты) готовы идти на слом
демократической системы. В условиях Европы первой половины ХХ века это приводит к
реваншизму и шовинизму, национализму, нередко этнически окрашенному, перенесению
патриархальности в политическую сферу, что вело к авторитаризму. Но политические
партии, вынужденные апеллировать к подобным образом настроенным массам
избирателей, начинали, в свою очередь, соответствовать электорату. Отсюда
популизм, скептицизм в отношении демократии и националистическая риторика,
проникающие в партийно-политическую сферу.
Другим примером кризиса демократии является распространение экстремистских
групп, сознательно ставивших перед собой антидемократические цели. Речь идет не
о коммунистах, так как последние просто иначе понимали демократию: народом
(демос) они считали только трудящихся и в принципе говорили о социалистической
(советской) демократии. Антидемократическая направленность зримо проявляется в
ультраправых, консервативных формациях. Они отвергали демократию как строй,
разрушающий нацию. По их мнению, демократия отдает нацию в руки социального и
индивидуального эгоизма через интернационализм, космополитизм и пацифизм,
делающие народ нации беззащитным перед внутренними (этнические меньшинства) и внешними чужаками.
В противовес демократии они выдвигают идею национализма, причем в его новой тоталитарной трактовке.
Национализм, идеология и политика в национальном вопросе, основа которых — трактовка нации как высшей ценности и формы общности.
В 19-20 веках национализм выступал как мощная объединяющая сила в борьбе за национальное освобождение в Европе,
а затем в Африке, Азии и Латинской Америке. Национализм, сопровождаемый идеей национального превосходства и
национальной исключительности, нередко принимает крайние формы (шовинизм), сближается с расизмом
и ведет к острым внутренним или межгосударственным конфликтам.
Лидеры итальянских фашистов Б. Муссолини и Д. Джентиле употребляли эпитет “тоталитаризм” как положительный,
обозначающий обеспечение единства личности, партии, государства во имя
достижения величия нации. Осознанно антидемократические режимы в Западной Европе
были установлены в 1923 - 1930 годах генералом М. Примо де Ривера в Испании, А.
де Оливером Салазаром с 1926 года в Португалии (существовал до 1974 года), но в
силу своей исторической (хотя и зловещей) значимости классически понимаемыми
западноевропейскими антидемократическими режимами считаются итальянский времен
Б. Муссолини с 1924 по 1944 год и германский при А. Гитлере с 1933 по 1945 год.
Именно по этим режимам называли себя европейские консервативные диктаторы и
именовали их окружающие “фашистскими”.
История древних цивилизаций →
Идеалы фашизма и тоталитаризма → |