Хранилище мифологии
 

Японская цивилизация

Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная древнегреческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология народов Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская  и  германская мифология
Славянская и древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Культура Японии

Культура Японии сохранила также свое исключительное своеобразие. Буддизм не стал единственной верой, государственной религией, а соединился с традиционной религией японцев – синто. Строились общие храмы, в одном крыле которых устанавливались статуи Будды, а в другом – идолы предков и духов покровителей местности. Но даже статуи Будды приобрели присущий японцам вид: над теменем обязательно виднелось возвышение (ушниша) – знак превосходства над простолюдинами; волосы собирались в прическу мотодори; мочки ушей делались нарочито длинными, знак особого благородства. Уникальным было жилище, лишенное масштабности, мебели. Жилище было приподнято над землей на столбах для изоляции от влажности. Стены были легкими, заполняли пространство между столбами и легко раздвигались и даже снимались. Окон не было, на решетчатый каркас натягивалась белая бумага. Вещи хранились в стенных шкафах-купе. Кухни устраивались отдельно от дома.

Особым было градостроительство. Первый город Японии – Нара, ставший и первой столицей государства, – был основан в 710 году. Он имел прямоугольную планировку. Город пересекала на две равные части Дорога процессий протяженностью 10 км. Город делился на правильные кварталы. Имелись площади. В северном квартале находился дворец тэнно, в южном – храм. Вторая столица Японии – Хэйан – выделялась дворцовым ансамблем – Дайдайри. Здесь были парадный павильон – Синдэн, поднятый на столбах тронный зал – Сисиндэн, личные покои императора – Сэйредэн. Вокруг дворца – искусственный сад с живыми зелеными галереями, беседками, искусственными водоемами и мостами.

Храмы находились за пределами города, в лесу. Шедевром храмовой архитектуры стал Хоодо (храм Феникса), построенный в середине XI веке. Создавались павильоны для занятий искусством, музыкой и поэзией. Таков Кинкакудзи («Золотой павильон») – его стены и столбы каркаса были покрыты тонким золотым листом. Таков Гинкакудзи («Серебряный павильон»). Оба здания входили в дворцовый ансамбль сегуна Ёсимицу Асикага. Разбивались сады. Приобрел особую известность сад камней в монастыре Реандзи. С XII века Эйсай установил чайную церемонию, для проведения которой строились специальные заведения. В эпоху Момояма утвердилась мода на строительство замков. Самым замечательным из них был замок Хакуродзе («Белая цапля»).

Японское письмо, смешанное идеографически-силлабическое письмо, в котором сочетаются иероглифы и слоговые знаки (так называемое кана) появилось в V веке. Иероглифы заимствованы из китайского письма, некоторое число изобретено в Японии; с VI века часть иероглифов используется как слоговые знаки. Изменение их графического облика привело к появлению с X столетия различных систем каны: катаканы (из сокращенных иероглифов в уставном написании) и хираганы (из полных скорописных иероглифов). Обе азбуки различаются графически, но эквивалентны по смыслу. Основы знаменательных слов пишутся иероглифами, а служебные слова и аффиксы — хираганой; новые заимствования, как правило, только катаканой. Направление письма сверху вниз и справа налево, встречается и горизонтальное написание (в настоящее время — обычно слева направо).

«Кодзики» (букв. «Записи о делах древности»), первый дошедший до нас японский письменный нарративный памятник. Составлен в 712 году на древнекитайском литературном языке по указу Тэмму (правил в 673-686). Текст «Кодзики» был первоначально затвержен наизусть синтоистским сказителем (или сказительницей) Хиэда-но Арэ, а затем положен на бумагу чиновником Оно-но Ясумаро. Состоит из трех свитков. Первый из них («время богов») излагает синтоистские мифы, второй и третий («время императоров») посвящены истории (квазиистории), прежде всего правящего рода. Главным побудительным мотивом к составлению «Кодзики» были потребности древнеяпонского государства Ямато в легитимизации правящего рода и создании общегосударственной идеологии на основе автохтонной религии синто. Однако опыт оказался неудачным, поскольку в текст «Кодзики» не были включены мифы многих местных родов; в памятнике не получили отражения также события, связанные с распространением в Японии буддизма, адептами которого были многочисленные переселенцы из Кореи и Китая, игравшие большую роль в придворной жизни. Текст «Кодзики» не функционировал в реальной придворной жизни и был прочно забыт. Несмотря на это, «Кодзики» представляет собой официальную версию мифа и истории, он остается ценнейшим источником по реконструкции древнего синтоизма и истории древнеяпонского государства.

В Японии сложилась развитая литература. В отличие от других стран Востока, в Японии получила признание женская литература. Мурасаки Сикибу считается основоположницей жанра романа. Мировую известность приобрела Сэй-сёнаган, автор «Записок у изголовья». В Японии ежегодно проводились карнавалы (саругаку), обрядовые игры (дэнгаку), площадные костюмированные песнопения кукольников и гейш (имаеута). В XIV веке возник японский драматический театр (но). Существовали театр марионеток, театр теней. С XIII века получил распространение дзэн, рассматривавший любое творчество как индивидуальный способ медитации. Его основателем считается Нитирэн. В целом Японская цивилизация оставалась константной вплоть до революции Мэйдзи.

История древних цивилизаций
Религия Синто





При использовании материалов линк на проект Хранилище мифологии приветствуется!




Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Цверги
Драконы Эльфы

История древних цивилизаций