Персидское завоевание и утрата Вавилонией независимости не означали конца
месопотамской цивилизации. Для самих вавилонян приход персов поначалу казался
очередной сменой правящей династии. Прежнего величия и славы Вавилона хватило
местным жителям для того, чтобы не испытывать перед завоевателями чувства
ущербности и неполноценности. Персы со своей стороны также относились к святыням
и культуре народов Месопотамии с должным уважением. Вавилон сохранял положение
одного из величайших городов мира. Александр Македонский, разбив персов при
Гавгамелах, вступил в 331 году до нашей эры в Вавилон, где он короновался, принес
жертвы Мардуку и отдал распоряжение восстановить древние храмы. По замыслу
Александра Вавилон в Месопотамии и Александрия в Египте должны были стать
столицами его империи. В городе развернулось активное строительство и
реставрационные работы, однако смерть Александра прервала их. Диадох Селевк
переселил большую часть жителей в основанную им недалеко от Вавилона на берегах
Тигра столицу своего царства Селевкию. Вместе с тем и в Вавилоне он осуществил
несколько построек: вероятно, еще при Александре был построен греческий театр к
северо-востоку от храма Мардука.
Вавилонская культура попала под влияние
эллинизма, клинопись использовалась мало, и написанная в этот период история
Вавилонии Бероса создавалась по-гречески. Изрядно пострадавшая в ходе сорокалетней войны диадохов
Вавилония осталась за Селевком, преемники которого владели ею до 126 года до
нашей эры, когда страну захватили парфяне. С упадком Селевкидов в Вавилоне
воцарились парфяне, и город не раз становился местом столкновения Парфянского
царства и Рима. В 115 он был завоеван Траяном, в 199 — Септимием Севером.
Находясь на окраине Парфянского царства, Вавилон постоянно приходил в упадок,
торговые пути уже огибали его. Жилища этого времени примитивны, собраны из
обломков старых зданий, население города сильно уменьшилось, коренное население
в этот период почти вымерло. В 227 после гибели Парфянского царства Вавилон
отходит к Сасанидам, продолжая неуклонно вымирать. После арабского завоевания
624 остается небольшая деревушка, хотя арабское население и хранит память о
великом городе, спрятанном под холмами. Таким образом, древнемесопотамская
культура просуществовала еще полтысячелетия после краха собственной государственности.
Приход эллинов в Междуречье явился поворотным моментом в
истории месопотамской цивилизации. Если с персами вавилоняне могли чувствовать
себя на равных, то эллинам они уступали практически во всем. К моменту прихода
эллинов арамеи, персы и арабы составляли большой процент населения Месопотамии,
в живом общении арамейский язык начал вытеснять вавилонский и ассирийский. При
Селевкидах старая месопотамская культура сохранялась в державшихся старины
общинах, объединявшихся вокруг наиболее крупных и почитаемых храмов. Подлинными
ее носителями были писцы и жрецы. Однако что значила эта ученость для эллинов,
которые уже были знакомы с творениями Платона и Аристотеля, традиционные
представления и ценности оказались устаревшими и не могли удовлетворить запросов
критического и динамического сознания эллинов и эллинизированных жителей
месопотамских городов. Сложная клинопись не могла конкурировать ни с арамейским, ни с греческим письмом.
Месопотамская литература, доступная только знатокам клинописи,
осталась незамеченной, искусство не импонировало греческому вкусу,
местные культы также не были признаны. В то же время греческая культура не могла
не прельщать многих неконсервативно настроенных вавилонян. Помимо всего прочего,
причастность к культуре завоевателей открыла путь к социальному успеху. Как и в
других странах эллинистического Востока, в Месопотамии эллинизация происходила
сознательно и затрагивала в первую очередь верхи местного общества, а затем уже
низы. Для вавилонской культуры это означало потерю немалого числа активных и
способных людей, перешедших в эллинство. Однако импульс, данный греками, с
течением времени ослабевал, тогда как процесс варваризации пришлых эллинов шел
по нарастающей, он начался с социальных низов переселенцев, и вскоре греки
растворились в массе местного населения.
В пору своего расцвета город Вавилон был виден издалека по башне Мардука.
На Вавилонской равнине Евфрат превращался в широкую реку,
делящую город на две неравные части. Навуходоносор окружил Вавилон
двумя рядами мощных крепостных стен с каналами между ними. Широкий мост через
Евфрат связывал две части города. Дворец Навуходоносора находился в западной
части города, рядом располагалась башня Мардука — зиккурат Этеменанки
(90-метровая Вавилонская башня). У северных ворот вблизи стен находилась
резиденция царя на кирпичном 18-метровом основании, окруженная садами.
Дорога процессий, предназначенная для новогодних церемоний, вымощенная цветным кирпичом
и окруженная роскошными строениями вела к воротам Иштар, единственным из восьми
городских ворот, покрытыми драгоценными глазурованными кирпичами с рельефами.
Сам Навуходоносор называл дорогу «Аибур-шабу» — «Врагу не добиться победы».
Дорога процессий кончалась у храма Мардука — Эсагила, окруженного высокой стеной
и открывавшегося лишь для служб в определенные дни года. У храма находился центр
города, сюда по воде и суше в дни новогодних торжеств прибывали люди со всей
Месопотамии. Планировка Вавилона отличалась прямыми длинными улицами. Широкие
улицы связывали восемь городских ворот с центром Старого города. Кварталы имели
свое название, многие улицы и кварталы населялись по профессиональному признаку.
Всего в Старом городе было свыше пятидесяти храмов. Возле храма Мардука
располагалась главная базарная площадь. Город на восточном берегу был окружен,
кроме общегородских, своими стенами. Со Старым городом его связывал первый в
мире каменный мост длиной 123 метра.
Большинство зданий и храмов строилось из необожженного кирпича
и требовало частого ремонта и подновления. При ремонте
храмов разыскивались закладные надписи, делавшиеся обычно в виде глиняных
цилиндров, и о находке такой надписи сообщалось в новой. Большинство городских
жилых зданий было построено по одинаковому плану, на улицу они выходил глухой
стеной без окон, а внутри имели садики. Здесь существовал водопровод и
канализация. Основу городского населения составляли ремесленники и торговцы.
Широко была распространена грамотность.
История древних цивилизаций →
Пиктографическая письменность → |