Индия с очень раннего времени находилась в тесных историко-культурных
контактах со многими странами Востока и античным миром. И по праву одной из
самых ярких страниц ее истории считается хараппская цивилизация, которая в
настоящее время предстает перед нами как высокоразвитая, возникшая на местной
основе, ее города Мохенджо-Даро и Хараппа насчитывали до 100 тысяч человек в
каждом. В эту эпоху города были центрами торговли, ремесла, в них находились
административные власти, но большинство населения – земледельцы и скотоводы –
продолжало жить в сельской местности. О высоком уровне развития хараппской
культуры свидетельствует строгая планировка при строительстве городов, монументальная
архитектура, наличие письменности, система мер и весов, произведения искусства.
Почти все крупные города состояли из двух частей: цитадели, которая
возвышалась над городом, и нижнего города. В цитадели, по-видимому, находились
городские власти, в нижнем – население, общение между двумя частями было
ограничено, существовали специальные ворота, которые не пускали простых жителей
в цитадель. Основным занятием населения было земледелие, жители культивировали
пшеницу, ячмень, горох, занимались скотоводством. В речных долинах широко
использовали ирригацию, собирали по два урожая в год, используя удобрения, были
приручены домашние животные. Хараппские города были крупными центрами торговли
как внутренней, так и внешней, особенно активной была торговля с Месопотамией.
Одна из самых сложных загадок хараппской цивилизации – язык и письменность, к
настоящему времени найдено свыше I тысячи печатей с надписями, которые наносились
как на керамику, так и на металлические изделия. Древнейший письменный памятник
индоариев, которые пришли в Индию в период ее упадка, следует датировать XI – X
веками до нашей эры, текст позволяет проследить продвижение индоарийских племен на
восток и освоение ими областей Гангской долины, они жили в небольших укрепленных
поселениях, на базе которых в долине Ганга постепенно возникают города.
Ярким показателем развития имущественного и общественного неравенства явилось
появление рабства. Рабами (даса) вначале становились военнопленные, но затем в
рабскую зависимость стали попадать члены той же общины, хотя рабство было еще
тогда неразвитым, патриархальным – ведийское общество находилось на уровне
родоплеменной организации. В ведийских сочинениях и эпосе упоминается большое
число древних династий и названий древнейших государств в долине Ганга,
постепенно из большого числа государств первостепенное значение приобрела
Магадха, которая занимала очень выгодное географическое, стратегическое и
торговое положение. Древнейшей столицей ее являлась Раджагриха, затем
Паталипутра при династии Нандов, которая подготовила условия для организации крупной империи Маурьев.
Историческая справка. Веды являются крупнейшим памятником индоевропейской
письменности, а также практически единственным источником по культурной и
социально-экономической истории древнейшей Индии. В Ведах запечатлено несколько
периодов развития древнеиндийской культуры и мысли — от примитивного
полукочевого быта раннего периода Хараппской цивилизации до развитого городского уровня Мохенджо-Даро, от культа предков, племенных божеств
и явлений природы до сложной символики ритуала и глубоко философских спекуляций
о сущности и начале бытия, от знахарского заклинания и заплачки над умершими до
высокохудожественной символики природы и драматических диалогов. С
историко-литературной точки зрения Веды важны, с одной стороны, как памятник
древнейших стихотворных и прозаических форм индийской литературы, с другой — как
один из древнейших памятников литературы вообще, как ценный исторический материал.
История древних цивилизаций →
Империя Маурьев → |