Во главе государства стоял халиф, преемник пророка. Он обладал абсолютной
властью – религиозной (имамат) и светской (эмират). Он был главой мусульманской
общины, предводительствовал в войске, был высшей судебной и апелляционной
инстанцией. От его имени издавались законы. Его имя произносилось в пятничных
богослужениях. Его имя чеканилось на золотых (динар) и серебряных (дирхем)
монетах. Уже после битвы при Сиффине в 657 году между сторонниками четвертого
праведного халифа Али (зятя и двоюродного брата Мухаммада) и Муавии (основателя
первой мусульманской династии омейядов) ислам распался на три основных
направления. Первоначально причиной раскола стал вопрос о верховной власти в
мусульманской общине. Большинство, впоследствии получившие название «ахл
ас-сунна» (люди традиции), сунниты, считало, что халифом должен быть человек,
принадлежаший семье Мухаммада в широком смысле, то есть быть выходцем из племени
курейш; шииты (от «ши'ат Али» — партия Али) утверждали, что власть может
принадлежать только прямым потомкам Али и его жены Фатимы (любимой дочери
Мухаммада) — единственных продолжателей мужской линии пророка; наконец,
хариджиты, отделившиеся от Али, считали, что главой мусульманской общины может
быть любой ее член. После ряда военных поражений хариджиты сосредоточились на
разработке государственно-правовых, этических и догматических идей, создав
значительную богословскую литературу. То есть по вопросу о том, кто может быть халифом, в исламе сложились три
доктрины: шиизм, суннизм и хариджизм. Религиозные и
этнические противоречия привели к распаду единого халифата. Уже в X веке помимо
багдадского халифа были кордовский и каирский халифы.
С X веке власть халифа стала ограничиваться только духовной сферой. Светская власть была передана
султану. Султан и народ уподоблялись шатру; подобно тому, как шатер держится на
одном столбе, к которому протянуты тяжи от колышков, так и мусульманское
государство держалось на султане и его райятах. Формально султан избирался
знатью из самого сильного рода. Выборы происходили в особом шатре; существовал
ритуал поднятия избранника, поочередного поклонения ему представителей знати,
принесения присяги. Выборам нередко предшествовала битва и победа,
воспринимавшаяся как воля Аллаха. Так, в 1038 году был провозглашен султаном
Тогрул, внук Сельджука, основатель династии Сельджукидов. Так, в 1361 голу был
назван султаном Мурад I, внук Османа, основатель Османской династии. Следующим
обязательным актом легитимации султанской власти было признание ее обладателя
халифом. Этот акт сопровождался ритуалом опоясывания мечом и одевания чалмы.
Султаны, прославившиеся победами в распространении веры, получали от халифа
почетные звания «малик ал-мулюк» (царь царей) или «малик ла-Машрик ва-л-Магриб»
(царь Востока и Запада). Султан осуществлял назначения на все гражданские и военные должности. Он
назначал везира – главу правительства. Знаками его достоинства были золотая
чернильница (дават), перо (калам) и особая чалма (дастар). Везиру подчинялись
сахибы – министры, возглавлявшие ведомства центрального управления, число
которых постоянно увеличивалось. Среди ведомств возникших с VII веке можно
выделить диван ар-расаил (канцелярия), диван-и везират (ведомство везира), диван
истифа (финансовое ведомство), диван-и викалат (дворцовое ведомство), диван
барид (почтовое ведомство). Султан назначал наместников областей и провинций,
соответственно – хаджибов и сипахсаларов; знаками их власти были литавры,
бунчуки, барабан, черный кафтан, золотой пояс, рогатые чалмы. В османскую эпоху
основной территориально-административной единицей стал санджак, управляемый беем.
История древних цивилизаций →
Мусульманское право → |