Хранилище мифологии
 

Исламская цивилизация

Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная древнегреческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология народов Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская  и  германская мифология
Славянская и древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Мусульманское право

Идеальная форма государственности мыслилась в классическом исламе как своего рода эгалитарная светская теократия. Эгалитарная, поскольку все верующие, независимо от своего социального статуса равны перед божественным законом; светская, поскольку в исламе нет какого-либо институционального аналога церкви, как нет и духовенства — людей, через таинство наделенных особыми, превосходящими человеческие возможности полномочиями (суннитский ислам в принципе не признает посредников между Богом и человеком, имам или мулла — лишь предстоятель на общей молитве, которую может возглавить любой мусульманин, знающий Коран); теократия, поскольку законодательной властью (амр) обладает в строгом смысле только Коран, а исполнительная власть (хукм) — одновременно религиозная и светская — принадлежит только Богу и осуществляется через халифа — предводителя мусульманской общины, ее религиозного, административного и военного главы, под началом которого община дает клятву послушания Богу. Отсутствие в исламе «земного законодателя» на практике вело к присвоению законодательных и, отчасти, исполнительных функций правоведами (улемами и факихами).

Сложилась особая мусульманская система права шариат. Шариат (араб. шариа, букв. — надлежащий путь), свод мусульманских правовых и теологических нормативов, провозглашенных исламом «вечным и неизменным» плодом божественных установлений. Основными источниками права были Коран – откровение Аллаха, Сунна – предание о жизни пророка; Тефсир, Иджмы и Кияс. Коран и Сунна обеспечивали моральное обоснование права, сообщали религиозную санкцию правовым нормам как высшей справедливости. Тефсир, Иджмы и Кияс позволяли использовать в мусульманской правовой практике нормы других правовых систем – эллинской, римской, иранской, византийской – после процедуры признания их справедливости мусульманской общиной. Это делало мусульманское право особо пластичным, непрерывно обогащающимся лучшим правовым опытом других народов.

В мусульманском праве вплоть до X века существовал обычай иджтихад, то есть вынесения судебного решения по наитию, «по внушению Аллаха», в ситуациях, когда невозможно было опереться на адекватную правовую норму. В X веке был объявлен таклид, т.е. запрет выносить судебные решения «по внушению Аллаха». К этому времени в мусульманском мире не осталось в высшей степени авторитетных улемов (богословов-правоведов), халифы перестали быть муджтахидами, т.е. пользовавшимися доверием всей мусульманской общины. Судьи обязывались найти прецедент в случаях отсутствия соответствующих норм в пяти источниках шариата.

Весьма специфическим было право собственности. Собственником всей земли в мусульманском государстве считался Аллах. Верховным распорядителем земель от его имени выступал халиф. Существовала личная собственность халифа (савафи). Существовала собственность мусульманской общины (вакф). И та, и другая не подлежали отчуждению и налогообложению. В дальнейшем такой же статус савафи приобрела собственность султана. Султан мог раздавать завоеванные земли в качестве условных держаний (икта) своим офицерам и чиновникам. Наконец, в мусульманском праве, в отличие от других восточных правовых систем, была известна частная собственность на землю (мульк), предполагавшая права пользования, владения и распоряжения.

Кочевой образ жизни значительной части мусульманского общества привел к оформлению особых прав на водные источники. Они могли находиться в частной собственности, но по отношению к ним практиковались право шеффет и право шербу. Шеффет – это «право жажды», согласно которому любой мусульманин может бесплатно воспользоваться источником, чтобы напиться и напоить своего верблюда. Шербу – это право пользования источником за плату, когда количество потребляемой воды превышало шеффет.

История древних цивилизаций
Экономика мусульманской цивилизации





При использовании материалов линк на проект Хранилище мифологии приветствуется!




Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Цверги
Драконы Эльфы

История древних цивилизаций