Идеальная форма государственности мыслилась в классическом исламе как своего
рода эгалитарная светская теократия. Эгалитарная, поскольку все верующие,
независимо от своего социального статуса равны перед божественным законом;
светская, поскольку в исламе нет какого-либо институционального аналога церкви,
как нет и духовенства — людей, через таинство наделенных особыми, превосходящими
человеческие возможности полномочиями (суннитский ислам в принципе не признает
посредников между Богом и человеком, имам или мулла — лишь предстоятель на общей
молитве, которую может возглавить любой мусульманин, знающий Коран); теократия,
поскольку законодательной властью (амр) обладает в строгом смысле только Коран,
а исполнительная власть (хукм) — одновременно религиозная и светская —
принадлежит только Богу и осуществляется через халифа — предводителя
мусульманской общины, ее религиозного, административного и военного главы, под
началом которого община дает клятву послушания Богу. Отсутствие в исламе
«земного законодателя» на практике вело к присвоению законодательных и, отчасти,
исполнительных функций правоведами (улемами и факихами).
Сложилась особая мусульманская система права шариат.
Шариат (араб. шариа, букв. — надлежащий путь), свод мусульманских правовых и
теологических нормативов, провозглашенных исламом «вечным и неизменным» плодом
божественных установлений. Основными источниками
права были Коран – откровение Аллаха, Сунна – предание о жизни пророка; Тефсир,
Иджмы и Кияс. Коран и Сунна обеспечивали моральное обоснование права, сообщали
религиозную санкцию правовым нормам как высшей справедливости. Тефсир, Иджмы и
Кияс позволяли использовать в мусульманской правовой практике нормы других
правовых систем – эллинской, римской, иранской, византийской – после процедуры
признания их справедливости мусульманской общиной. Это делало мусульманское
право особо пластичным, непрерывно обогащающимся лучшим правовым опытом других
народов. В мусульманском праве вплоть до X века существовал обычай иджтихад, то есть
вынесения судебного решения по наитию, «по внушению Аллаха», в ситуациях, когда
невозможно было опереться на адекватную правовую норму. В X веке был объявлен
таклид, т.е. запрет выносить судебные решения «по внушению Аллаха». К этому
времени в мусульманском мире не осталось в высшей степени авторитетных улемов
(богословов-правоведов), халифы перестали быть муджтахидами, т.е.
пользовавшимися доверием всей мусульманской общины. Судьи обязывались найти
прецедент в случаях отсутствия соответствующих норм в пяти источниках шариата.
Весьма специфическим было право собственности. Собственником всей земли в
мусульманском государстве считался Аллах. Верховным распорядителем земель от его
имени выступал халиф. Существовала личная собственность халифа (савафи).
Существовала собственность мусульманской общины (вакф). И та, и другая не
подлежали отчуждению и налогообложению. В дальнейшем такой же статус савафи
приобрела собственность султана. Султан мог раздавать завоеванные земли в
качестве условных держаний (икта) своим офицерам и чиновникам. Наконец, в
мусульманском праве, в отличие от других восточных правовых систем, была
известна частная собственность на землю (мульк), предполагавшая права
пользования, владения и распоряжения.
Кочевой образ жизни значительной части мусульманского общества привел к
оформлению особых прав на водные источники. Они могли находиться в частной
собственности, но по отношению к ним практиковались право шеффет и право шербу.
Шеффет – это «право жажды», согласно которому любой мусульманин может бесплатно
воспользоваться источником, чтобы напиться и напоить своего верблюда. Шербу –
это право пользования источником за плату, когда количество потребляемой воды превышало шеффет.
История древних цивилизаций →
Экономика мусульманской цивилизации → |