Историки материалистической направленности, как правило, низко
оценивали образовательный уровень средневековой цивилизации. Здесь справедливее
говорить о двойственности отношения средневекового общества к образованию.
Осуждалось ложное образование, направленное к достижению мирского успеха,
власти, богатства. Ему противопоставлялся идеал «мудро неученого», «зная
незнающего», «ведающего истину простеца», который получал полное знание о мире и
человеке от Бога, в акте искренней, глубокой веры и который в открытом диспуте
всегда посрамлял ученого. Вместе с тем поощрялось истинное образование, направленное к постижению Бога.
Для этих целей уже в раннее средневековье были созданы катехитические школы для
тех, кто готовился к крещению. В них практиковался изустный, катехитический
метод обучения – вопросно-ответный.
Уже в V–VI веках сложилась система универсального христианского образования,
основанная на изучении «семи свободных искусств» (septem artes liberales). Ее
творцами были Марциан Капелла, Боэций (около 524 года) и Кассиодор (485–578 годы). Эта
система образования состояла из двух ступеней: trivium и quadrivium; в первую
ступень входили такие дисциплины, как грамматика, риторика, логика; во вторую –
арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Характерно, что образование
начиналось с грамматики. Средневековое образование делало акцент на чтении
текста Священного писания, в то время как античное образование ставило во главу
всего – красноречие. Неслучайно образование в средние века называлось «literas»,
то есть знание букв, письма, а образованные именовались «literati».
Все учебные дисциплины приобрели христианское осмысление. Грамматика
предназначалась для обучения чтению Библии; риторика – для усвоения правил
составления молитвы; логика имела целью научить понимать догматы веры;
арифметика и геометрия служили освоению пространства, формировали умения
организации сакрального пространства; музыка подразумевала обучение правилам
церковного песнопения, а астрономия включала в себя приемы вычисления Пасхи. В
грамматике обучение начиналось с усвоения букв алфавита; каждая буква обретала
символическое толкование: а – Бог, b – дьявол, с – Троица, d – истина, e –
страсти Христа, f – демон, g – творение. В арифметике прежде всего изучались
цифры: 1 – Бог, 2 – дьявол, 3 – Троица, 4 – истина, т.к. она заключена в четырех
Евангелиях, 5 – страсти Христа, т.к. он имел 5 ран, 6 – демон, 7 – творение,
т.к. мир был сотворен Богом за 7 дней. В геометрии все элементы и фигуры
приобрели христианский смысл: точка – Бог, луч – Св. Дух, треугольник – Троица,
квадрат – истина, прямоугольник с отношением 2:1 – Ноев ковчег, церковь и т.п.
По капитулярию Карла Великого «о науках» 787 года подобные школы надлежало открыть
при монастырях и епископских кафедрах. Во главе школ становились схоластики.
Самыми знаменитыми стали школы в монастырях Монте-Кассино, Боббио, Сен-Гален,
Сен-Бернар, Луксейском, Клюнийском и др. Тогда сложилось понятие «клирик» (от
лат.clerus), то есть священник, обладающий просвещенностью. Одновременно со школами
создавались скриптории, в которых монахи занимались переписыванием книг.
История древних цивилизаций →
Университеты средневекового мира → |