Рассматривая проблемы идеологии и политики во второй половине ХХ века, нельзя
обойти стороной события середины 1960-х — 1970-х годов. Похожесть политики
консерваторов, либералов, социалистов, кризис коммунистического движения, новые,
порождённые научно-технической революцией (НТР), проблемы в экономике,
социальной жизни, в глобальной экологии, подъём антиимпериалистического и
национально-освободительного движений привели к феномену, получившему название
«крах идеологий». Казалось, ни одна идеологическая система уже не может
адекватно описать реальный мир, выявить направление его развития, предложить
модель будущего. Все политические партии запаздывали с решениями, действовали
прагматически, игнорируя свои идеалы. Это было время поколения «образовательного
взрыва» в Европе, поколения, сверхкритично отвергавшего многое из наследия своих
отцов. Но его собственное мировоззрение было воистину эклектическим. Отринув
«буржуазную и обуржуазившуюся социалистическую мораль и свободу», молодое
поколение жаждало революции.
Однако революция в условиях кризиса идеологий была
революцией анархической и экзистенциональной (человеческая сущность проявляется
в существовании конкретного индивида, познание мира базируется на интуиции, на
расширении человеческого сознания). В этих условиях были востребованы доктрины
анархизма, троцкизма (в его перманентно революционной части), неомарксизма,
учений Герберта Маркузе, Юргена Хабермаса, Теодора Визенгрунд-Адорно, Луи Альтюссера, Эриха Фромма, Альбера Камю,
Жана Поля Сартра и других. Итогом стали «красная весна» 1968 года в Европе
(студенческие волнения и бои с полицией под революционными лозунгами),
молодёжные движения в США, «красный террор» семидесятых годов в Германии, Италии и некоторых других странах.
Леворадикализм, вспыхнувший в мире на рубеже шестидесятых - семидесятых годов, подтолкнул левые партии на сближение,
а итальянских коммунистов — на «исторический компромисс» (парадокс в том, что
проведение в жизнь этого «компромисса» дало новый толчок леворадикальному
террору). На правом же фланге началось сосредоточение внутри консерваторов, а их
экстремистские организации перешли к «черному террору» (либо ранее левых
экстремистов, либо параллельно с ними). Активизация перестройки всей
партийно-политической системы в Европе, новые проблемы социально-экономического
развития, теории «неоконсерватизма» и «монетаризма», на время удовлетворившие
запросы части населения в идеологических объяснениях действительности, в
определённой степени стабилизировали политическую ситуацию в Европе.
История древних цивилизаций →
Новые социальные движения → |