Временем расцвета афинского полиса и демократии обычно считают V век до нашей
эры, связывая его с именем афинского стратега Перикла (около 490-429 до нашей эры).
Законодательные меры Перикла (отмена имущественного ценза, замена голосования
жеребьевкой при предоставлении должностей, введение оплаты должностным лицам и
др.) сначала способствовали расцвету афинского полиса и демократии. Однако, в действительности V век
до нашей эры оказался
концом демократии в Афинах. Перикл отличался крайним честолюбием,
авторитарностью, был довольно посредственным военачальником и непревзойденным в
искусстве демагогии. Он был лидером народной партии пятнадцать лет подряд, вплоть до
своей смерти в 429 году до нашей эры. Перикл назывался главным стратегом и наделялся
особыми полномочиями: созывать и распускать экклессию, булэ, гелиэю и другие
коллегии, распоряжаться казной, иметь телохранителей и др. Перикл провел серию
законов, имевших целью, как декларировалось, расширение демократии. Был лишен
своих привилегий ареопаг. Была введена плата за исполнение государственных
должностей, прежде считавшихся почестью за участие в народном собрании. Этим
законодатель стремился привлечь к управлению полисом как можно более широкие
слои общества, включая земледельцев и ремесленников с невысокими доходами.
Однако последствия оказались совершенно противоположными.
Именно с этого времени
распространились такие пороки демократии, как взяточничество, подкуп должностных
лиц, лоббирование, подкуп голосов избирателей и судей и т.п. Собственно говоря,
раздача денег при входе на собрание оказывалась подкупом голосов в интересах
Перикла. Затем была установлена плата за службу в армии, которая прежде
считалась священным долгом каждого гражданина. Предполагалось, что эта мера
усилит армию, привлечет в ее состав самую деятельную часть общества и
компенсирует потери ежедневных доходов. Но и здесь результат оказался
отрицательным. Именно с этого времени стал исчезать характерный для полиса
патриотизм, афинские граждане стали уклоняться от службы в армии, стали нанимать
заместителей. Не ограничившись этим, Перикл ввел феорикон, так называемые «зрелищные
деньги», которые раздавались демосу для посещения театров, ипподромов и прочих
мест массовых зрелищ. Это было уже, очевидно, популистской мерой, рассчитанной
на усиление влияния Перикла среди демоса. Кроме того, совершение подобных
ежедневных выплат превратило Перикла в бесконтрольного распорядителя
государственной казны, которая прежде являлась неприкосновенной.
Феорикон оказался еще более разрушительным для полисных устоев:
распространилась праздность; труд, общественно значимая деятельность перестали
считаться добродетелью. При Перикле экклессия была поставлена над всеми
законодательными, судебными и контролирующими институтами. Общество стало
регулироваться не законами, а постановлениями народных собраний, в которых
Перикл всегда получал необходимое ему большинство голосов. В сущности, экклессия
маскировала авторитарное управление, а демократия вырождалась в демагогию.
Личные мотивы всегда оставались ведущими в деятельности Перикла. Еще в начале
его политической карьеры общество было взбудоражено бракоразводным процессом. По
старым законам Афин Перикл подлежал лишению должностей и бесчестью – атимии.
Однако Перикл добился признания «законности» своего развода. Вслед за этим
народное собрание вынуждено было заниматься новым скандальным делом – признанием
законности второго брака Перикла с гетерой Аспасией, а затем – и делом о
законорожденности его сына от Аспасии. Даже невиданная по масштабам строительная
деятельность не может быть поставлена в заслугу Периклу. На строительство
Афинского акрополя были истрачены 3700 талантов серебра. Государство было
поставлено на грань банкротства, но Перикл превратился в самого богатого
гражданина Афин. Растрачены были деньги не только самих Афин, но и союзников,
что стало причиной Пелопонесской войны Афин 431 – 404 годов до нашей эры. В ходе этой
войны умер от эпидемии Перикл и пала афинская демократия.
История древних цивилизаций →
Спарта → |