Спарта (Лакедемон), древнегреческое государство и город на полуострове
Пелопоннес, в долине реки Эврот (область Лаконика). В греческих мифах
рассказывается, что предки героя Геракла были из Микен, города на Пелопоннесе.
После смерти Геракла его сыновья — Гераклиды, т. е. потомки Геракла — решили
вернуть себе Пелопоннес. Согласно воле бога Аполлона, это смогло сделать только
третье поколение Гераклидов. После завоевания Пелопоннес был разделен на три
части, одна из которых — Лаконика — досталась двум братьям, Проклу и Эврисфену.
От них произошли два царских рода — Агиады и Эврипонтиды.
В предании, возможно, отразилась история переселения дорийских племен в конце II
тысячелетия до нашей эры на Пелопоннес. Дорийцы постепенно заняли почти весь
полуостров, оттеснив или поработив ахейское население. Одним из главных
поселений дорийцев была Спарта, возникшая из слияния четырех деревень – об, к
которым в качестве пятой обы позднее были присоединены еще несколько поселений.
К середине VIII века до нашей эры жители Спарты подчинили всю Лаконику. Местное ахейское
население было превращено в рабов — илотов, дорийцы из других общин — в
периэков, свободных, но политически неполноправных людей. Следующим этапом
завоевательной политики Спарты было покорение Мессении (к западу от Лаконики). В
результате двух Мессенских войн эта область была завоевана, ее население превращено в илотов.
Спарта представляла собой совершенно иной тип полиса, чем Афины. Ее возникновение
восходит к дорийскому завоеванию, к XI веку до нашей эры. Это был один из первых
полисов, основанных дорийцами. Уже внешне Спарта отличалась от Афин: в ней не
было крепостных стен, не было каменных построек, мощеных улиц: все дома были
деревянными. Спартанцы образовали общину равных и установили военное господство
над Лакедемоном. Местное население было лишено свободы и земли, объявлено
илотами, то есть военнопленными, которые вместе с землями были поделены между
спартанцами и обязывались были отдавать половину произведенных продуктов
господам. Власть над илотами поддерживалась страхом и ежегодно объявляемыми
криптиями – массовыми убийствами самых здоровых и сильных из них. Кроме илотов
были еще периэки, то есть окрестные жители, которые сохраняли свободу,
земледельческие и торговые занятия и обязаны были платить дань спартанцам. Сами
спартанцы занимались только войной и пирами. Какой-либо труд считался у них
постыдным. Спартанская община равных представляла собой родоплеменное войско.
Начала государственного устройства в Спарте были положены Ликургом,
действовавшим на рубеже IX – VIII веков до нашей эры. Он установил порядок
деятельности народного собрания – апеллы; собрание принимало законы, избирало
должностных лиц, вершило суд, рассматривало апелляции; голосование
осуществлялось криком; при выборах должностных лиц в центре площади собрания
устанавливалась деревянная изба без окон, в нее помещались счетчики; каждый
кандидат поочередно проходил через площадь мимо избы, собравшийся народ криком
выражал свое отношение к кандидату, счетчики анонимно регистрировали уровень
крика, а затем по их табличкам объявлялся результат выборов. Далее Ликург ввел
двойную царскую власть, дабы предотвратить опасность тирании. Два царя –
архагета – предводительствовали в войске, обладали правом жизни и смерти над
воинами во время военных действий и осуществляли жреческие функции. Цари входили
в совет старейшин – геруссию, состоявший из 30 геронтов старше 60 лет,
избиравшихся пожизненно. Совет старейшин обсуждал законопроекты и выносил их на
голосование в народном собрании. Кроме этого Ликург учредил коллегию пяти
эфоров, избиравшихся на 1 год и ведавших текущими делами полиса между народными
собраниями. Эфоры наблюдали за небесными светилами и в зависимости от их
расположения объявляли благоприятные и неблагоприятные дни для государственных
дел и суда. Эфоры созывали и распускали собрания, готовили повестку дня
собрания, поддерживали дисциплину и порядок во время собраний. Эфоры могли
возбуждать вопрос об отрешении царей от власти. Один из эфоров, старший по
возрасту, считался первым, и его именем назывался год в Спарте. Наконец, Ликург
ввел первый свод законов, так называемые «Ретры». Согласно этому законодательству,
верховным собственником земли являлся полис. Земли разделялись поровну среди
спартанцев; они не подлежали отчуждению, разделу и нераздельно передавались от
отца к старшему сыну. Выморочные земли возвращались государству. Владение землей
налагало обязанность военной службы. Наделы спартанцев обрабатывались
илотами-рабами, которых нельзя было отчуждать. Все граждане, а полное
гражданство наступало с 30 лет, были разделены по палаткам, по 15 человек в
каждой. Эти военные подразделения назывались эномотии; они основывались на
клятве взаимной поддержки, помощи, совместного ведения походного образа жизни,
приготовления пищи и трапезы. Совместные трапезы – сисситии, или фитидии – имели
особое значение. В них участвовали только граждане, а прислуживали юноши.
Впервые принимаемый в число сотрапезников проходил испытание и тайное
голосование: каждый из участников сисситии опускал в сосуд хлебный шарик; если
шарик сдавливался, то это был голос «против» нового сотрапезника; если шарик
опускался недеформированным, то это был голос «за»; следовало набрать 2/3
голосов «за».
История древних цивилизаций →
Сисситии и законы в Спарте → |