Еще одним фактором обновления европейского общества в XVI веке стала
Реформация. Третий и последний период философии Возрождения (XVI — начало XVII
века) знаменуется началом общеевропейской религиозной революции — Реформации,
которая стимулировала ряд дискуссий с далеко идущими для европейской философии
последствиями. Прежде всего это спор о свободе воли между Лютером и Эразмом
Роттердамским. Эразм, утверждая свободу воли, призывает перейти от нагромождений
схоластической культуры на «путь Христа», каковым он считал милосердие, веру и
простую жизненную мудрость. При этом роль философии, разоблачающей претензии
любого мнимого знания, оказывалась весьма значительной. Лютер разрабатывает
теорию предопределения и спасения только верой, в силу чего традиционная
философия оказывается излишней, если не вредной. Но на деле лютеровское
углубление понятия веры не порывает с основными мотивами Возрождения и
способствует прояснению роли самосознания в структуре личности: в этом отношении
Лютер — предшественник Декарта. Лютер и его интеллектуальные соратники (Цвингли,
Меланхтон, Кальвин) подготовили почву для перехода от возрожденческого идеала
совершенной личности к новоевропейскому идеалу рационально-активного и
этически-ответственного субъекта. В рамки Возрождения вписывается также
реформаторская мистика Себастьяна Франка и Беме. Поэтическая натурфилософия
последнего сыграла большую роль в развитии классической немецкой философии. Обычно под Реформацией понимают изменения в церковной организации,
отделение от католической церкви протестантской церкви, буржуазной по смыслу.
Существует также идущая от В. Циммермана, с середины XIX века, традиция оценки
Реформации как широкого социально-политического и экономического преобразования
общества. Известно определение Ф. Энгельса Реформации как первой буржуазной
революции. Современные исследователи (Х. Оберман, Р. ван Дюльмен, М. Болтон)
склонны воспринимать Реформацию как раннюю форму общенационального движения,
проходившего под лозунгами создания национальной, независимой от Рима церкви и
потому объединившего патриотически настроенное дворянство и духовенство, горожан и крестьян.
Деятели Реформации не ставили своей задачей создание нового церковного
и общественного устройства; они ориентировались на идеалы раннехристианской,
евангельской общины, которую наделяли атрибутами равенства, свободы, братства.
Реформаторы отвергали церковную иерархию, абсолютное верховенство папы римского,
требовали введения выборности священников; они не признавали догматов
католицизма о чистилище, переизбытствующей благодати, приводивших к практике
купли-продажи индульгенций, к перераспределению национальных богатств в пользу
католического духовенства во главе с папой римским; реформаторы выступали против
почитания икон, мощей святых, святынь, против совершения таинств, считая все это
пережитками магии и идолопоклонства; они требовали введения богослужения на
национальных языках, перевода Библии на национальные языки и признание за
верующими права свободного понимания текста Священного писания, без
авторитарного контроля римских теологов.
Уже в первой половине XVI века сформировались четыре направления европейской
Реформации, или протестантизма – лютеранство, цвинглианство, кальвинизм и
англиканство.Основателем лютеранства был Мартин Лютер (1483–1546). Первым актом
реформирования церкви стали его знаменитые 95 тезисов против индульгенций,
которые, согласно преданию, были прибиты 31 октября 1517 года на дверях
Виттенбергской церкви. Впрочем, современные исследователи, в частности, Х.
Оберман, говорят о мифологизации этого акта как начала массовых выступлений
против торговцев индульгенциями; Лютер не придавал своим тезисам такой
публичности, он предназначал их для диспута в Виттенбергском университете,
которым, по обычаю, начинался учебный год. Тезисы были подвергнуты экспертизе в
Риме, и Лютер был объявлен подозреваемым еретиком по всем 95 пунктам; он
вызывался в Рим на инквизиционный трибунал. На защиту Лютера встала вся
Германия. Под давлением общественности суд над Лютером был перенесен в Германию,
в Вормс, председателем суда был сам император Карл V. Процесс
закончился беспрецедентно: подозреваемый еретик был оправдан. Основной идеей
учения Лютера была идея оправдания верой (sola fide). Главной проблемой
человеческого существования является неизвестность о своем предназначении к
спасению или наказанию. Показателем предызбранности к спасению, полагал
реформатор, являются только вера, наличие совести, судящей способности сердца;
тот человек, который уповает на формальные обрядовые действия, приобретение
индульгенций, оказывается лишенным веры, совести и, следовательно, обречен на
наказание; и наоборот, тот человек, который страдает муками совести, обладает
неформальной, истинной верой, обретает спасение. Лютер внес новое понимание в
учение о призвании, которое он передавал понятием Beruf: любая человеческая
деятельность, даже самая грязная и тяжелая, должна восприниматься как призвание
свыше, и человек должен максимально проявлять свои способности, свои таланты,
чтобы наилучшим образом исполнить это призвание.
Еще более радикальным реформаторским направлением стало цвинглианство. Его
основателем был Ульрих Цвингли (1481–1531). Он гораздо категоричней
выступал против католической церкви и папы римского, объявлял его Антихристом.
Он более решительно выступал за право народа самостоятельно менять церковное
устройство, не дожидаясь санкций властей. Он требовал закрытия монастырей,
уничтожения икон, всевозможных святынь, изъятия собственности католической
церкви и ее распродажи среди реформаторов. Он ввел в Берне выборный орган
управления – синод, состоящий из 12 пресвитеров по аналогии с советом апостолов.
Синод обладал законодательной, судебной и исполнительной властью. Вслед за
Берном к реформации Цвингли присоединились другие города Швейцарии.
История древних цивилизаций →
Кальвинизм → |