Славяне, группа народов в Европе: восточные (русские, украинцы, белорусы),
западные (поляки, чехи, словаки, лужичане), южные (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы).
Для праславянского периода характерны многочисленные празднества, в
частности, карнавального типа, связанные с определенными сезонами и поминанием
мертвых. Совпадение ряда характерных деталей (участие ряженых, фарсовые
похороны) наряду с типологическим объяснением делает возможным возведение
этих славянских празднеств к календарным обрядам ряжения.
Уже раннесредневековые латинские источники описывают фарсовые обряды (в том
числе и поминальные) как у западных славян (Козьма Пражский и др.), так и у
южных (в XIII веке Димитрий Болгарский описывает русалии и производимые по их случаю
театрализованные действа и танцы, характеризуемые как непристойные). В
неофициальной народной культуре эти обряды сохраняются до настоящего времени во всех
славянских традициях: смеховые похороны мифологических существ типа
Костромы, Масленицы, Ярилы, Мары у восточных славян (где в сезонных
обрядах участвуют и зооморфные символы типа «коровьей смерти»), у чехов (обряд
umrlec, моравские весенние обряды на Смертной неделе, когда выносилось чучело
Smrtna nedela с исполнением песен, дословно совпадающих с восточнославянскими),
у болгар (русалии, Герман и др.).
Отправление славянского религиозного культа совершалось в храмах. В христианское время храмы стал
называть капищами, а лики — идолами, чтобы противопоставить христианским храмам
и ликам, но на всех древних надписях языческие храмы именуются именно храмами.
Главный источник сведений по раннеславянской мифологии — средневековые хроники,
анналы, написанные посторонними наблюдателями на немецком или латинском языках
(мифология балтийских славян) и славянскими авторами (мифология польских и
чешских племен), поучения против язычества («Слова») и летописи (мифология
восточных славян). Ценные сведения содержатся в сочинениях византийских
писателей (начиная с византийского историка Прокопия Кесарийского) и географических описаниях
средневековых арабских и европейских авторов. Наиболее обширный материал дают
позднейшие фольклорные и этнографические собрания, а также лингвистические
данные (отдельные мотивы, мифологические персонажи и предметы). Все эти данные
относятся в основном к эпохам, следовавшим за праславянской, и содержат лишь
отдельные фрагменты общеславянской мифологии. Хронологически совпадают с
праславянским периодом данные археологии по ритуалам, святилищам (храмы
балтийских славян в Арконе, Перынь под Новгородом и др.), отдельные изображения
(Збручский идол и др.).
Аркона, город и религиозный центр балтийских славян X-XII веков на острове Рюген
в Германии. Разрушен датчанами в 1169 году. Остатки святилища Святовита,
общественных и жилых построек. Перынь, урочище южнее Новгорода; расположено на холме, на левом берегу
реки Волхов, около его истоков из озера Ильмень. Название происходит от имени
древнеславянского бога Перуна. Раскопками 1950-х годов здесь открыто
языческое святилище IX-X веков. В плане оно имело форму цветка с 8 лепестками.
Центром святилища была круглая площадка диаметром около 21 м, окольцованная рвом
с 8 дугообразными выступами, в которых в древности горели ритуальные костры. В
середине площадки находились деревянная статуя Перуна (по летописи, срублена в
988 году) и жертвенник из камней. После установления христианства на месте святилища
возник монастырь. Сохранился каменный храм Рождества Богородицы конца XII — начала XIII века.
Збручский идол, скульптурное изображение славянского божества (X век) в виде
столба с четырехликой головой.
Наряду с германоязычными народами происходило образование ранней
государственности и у славян. Это, прежде всего, государство Само в Центральной
Европе, существовавшее в VII веке. Затем – Великоморавское государство,
существовавшее на той же территории в VIII–IX веках. В дальнейшем поляне сыграли
важнейшую роль в становлении Польши; моравы, чехи, дулебы определили процессы
утверждения Богемии, позднейшей Чехии; сербы и хорваты повлияли соответственно
на образование Сербии и Хорватии в Юго-Восточной Европе; мигрировавшие с Волги
тюркоязычные булгары смешались со славянами, восприняли их традиции, язык и
приняли участие в создании Болгарского царства; наконец, выходцы из Скандинавии
– росы, смешавшиеся с восточнославянскими племенами и растворившиеся в них,
оказались причастными к образованию русских княжеств.
История древних цивилизаций →
Византия → |