В варварском обществе можно выделить три социальных состояния: свободные
(фрилинги), полусвободные (лэты) и несвободные. Свободные у германцев были
равноправны и полноправны. Каждый свободный имел право носить оружие,
участвовать в народном собрании, в суде, в военных походах, в распределении
трофеев, каждый свободный имел землю. Можно отметить появление знати (adel), из
которой избирались вожди и позднее короли. Знатность имела не сословный, но
родовой смысл; знатность определялась принадлежностью к наиболее древнему и
многочисленному роду. У готов, к примеру, такими родами были Балты и Амалы, их
мифическая родословная восходила к небесным богам – Асам.
Полусвободные, по-видимому, происходили из покоренных племен. Они могли иметь
дом, землю, имущество, семью; могли носить укороченное оружие – знак
приниженного положения; могли участвовать в военных походах в качестве
оруженосца при господине. В то же время лэт находился в собственности господина,
мог быть продан, обменен, подарен и т.д.
Несвободные или рабы были объектом вещного права. При этом несвободные были
частью семьи; они могли есть за одним столом с господином, работать наравне с
ним, вступать с дозволения господина в брачные отношения, иметь детей, личное
имущество. Домашнее патриархальное рабство переживет варварское общество и даже
доживет до позднего средневековья.
Пожалуй, реальные различия в положении свободных складывались в семье:
полноправными в точном смысле слова оказывались только главы семей – отцы
(fater). Они обладали правом жизни и смерти над детьми. Если отец брал
новорожденного ребенка на руки и давал ему имя, то ребенку даровалась жизнь;
если же отец отворачивался от младенца, не беря его на руки, то его следовало
принести в жертву богам. Отец был вправе карать своей властью детей, не
выполнявших его воли, вплоть до продажи в рабство и убийства. Отец определял
участь детей, достигших брачного возраста, он сохранял власть над взрослыми,
самостоятельными детьми вплоть до своей смерти. Женщина занимала достойное место в семье. Мать (muter) вела хозяйство,
вознаграждала за труд слуг и работников. У германцев различались две модели
брака: с полным соблюдением свадебного ритуала и без его соблюдения (muntee,
fridelee). В первом случае подобало заключить соглашение между родственниками
жениха и невесты; жених уплачивал рейпус, дававший право покровительства над
женщиной; родственники невесты подносили приданое; устраивался свадебный пир;
затем следовала первая брачная ночь, после которой муж должен был поднести
невесте «утренний дар» (morgengab). Такой союз заключался между равными по
знатности и состоянию родами. Во втором случае могли присутствовать только
отдельные элементы брачного ритуала. Такой союз имел место при неравенстве
состояний; он мог выглядеть как покупка невесты женихом или как свободный союз
без особых взаимных обязательств с сохранением прав женщины на свое имущество. У
норманнов могли существовать парные браки, когда одна пара обменивалась брачными партнерами с другой.
В споре о том, была ли у германцев моногамная или полигамная семья, нужно
отметить следующее: однажды заключенный союз muntee мог дополняться другими
формами союза, вплоть до покупки рабынь-наложниц, таким образом, у германцев
реально практиковалась полигамия.
История древних цивилизаций →
Экономика варваров → |