Римская республика территориально и демографически многократно увеличилась, однако
полными гражданскими правами обладали только римляне, даже латиняне и италики
были неполноправны, а жители завоеванных стран – провинций – стояли в правовом
отношении еще ниже: они обязаны были платить трибутум, содержать войска,
предоставляя треть своего жилища, третью часть продовольствия и т.д. (терции). Не
соответствовали мировому характеру Римского государства военная организация,
включавшая только римлян, и система управления, остававшаяся, по сути, городской.
Социальные отношения в Римском государстве не исчерпываются противостоянием
патрициев и плебеев или борьбой рабов и рабовладельцев. Конечно, основным
делением было деление на свободных и несвободных, но и те, и другие включали в
себя множество различных социальных групп. Свободные делились на квиринов, или
квиритов, то есть обладавших римским гражданством, латинов, перегринов и вольноотпущенников.
Квирины обладали правом собственности на землю, гражданской и имущественной
правоспособностью, правом заключения сделок (ius commercii), правом вступления в
законный брак (ius connubii), правом голоса в народных собраниях (ius suffragii)
и правом занимать должности (ius honorum).
Латины считались союзниками, составляли союзные войска и могли пользоваться
отдельными из перечисленных прав, кроме ius honorum, в порядке личной привилегии
за заслуги перед республикой.
Перегрины, или иностранцы, с точки зрения римского права были бесправны. Чтобы
интегрироваться в римское общество, они вынуждены были отдаваться под
покровительство квиринов и превращались в клиентов. Практиковалось фиктивное
манципирование перегрина под власть римлянина с обещанием последующей
эмансипации. Вольноотпущенники, хотя и считались римскими гражданами,
пользовались их правами далеко не в полном объеме, нередко ограничиваясь лишь
ius commercii.
Несвободные (servus), или рабы, также не были однородными. Из них выделялись
детитиции, то есть те, кто были взяты в плен с оружием в руках. Положение их
было наихудшим. Источниками рабства были плен, долги и рождение в неволе. За
долги практиковалась самопродажа римлян или продажа членов семьи. Продажа
совершалась публично, устанавливался срок 60 дней для удовлетворения кредитора,
предписывалось трехкратное выведение на форум для продажи в рабство. Только в
326 году до нашей эры долговое рабство было отменено. Рабы участвовали в отправлении
религиозных культов, в празднествах; существовали праздничные дни, когда рабы
вели себя как равные господам. Существовали обычаи отпуска рабов на волю по
завещанию, виндиктой и по цензу. В период империи рабы стали сажаться на землю,
получая пекулий, стали превращаться в колонов, пользовавшихся землей, имевших
дом, личное имущество, порой даже семью. Но в целом раб считался «животным,
наделенным даром речи» и мог подлежать купле-продаже как res mancipi.
Право вступать в брак (ius connubii) и, стало быть, создавать семью являлось
исходным правом римского гражданина. Брачные союзы всех прочих социальных групп
считались всего лишь сожительством. Наличие ius connubii определяло статус
наследников: при ius connubii дети наследовали состояние отца, при его
отсутствии дети наследовали состояние матери; например, если отец был свободным,
а мать рабыней, с которой невозможен брак, то сын становился рабом, если отец
был римским гражданином, а мать латинкой, имеющей право вступать в брак, то
ребенок от этого союза получал римское гражданство.
Основой римского брака являлось владение землей в составе ager publicus, которая не облагалась налогом,
передавалась безвозмездно, не подлежала купле – продаже и могла наследоваться
детьми. Во главе семьи стоял отец (pater familiae), наделенный огромной властью;
он мог убивать детей до трех лет, а при наличии отклонений и старше – мог
продавать их; даже позднее высвобождение старших сыновей из-под власти отца
совершалось в форме фиктивной продажи. Отец вправе был судить мать, но совместно
с родственниками. Мать (mater familiae) считалась подвластной отцу, хотя отец
мог доверить ей вести хозяйство дома. Различались две формы брака – cum mano и
sine manu. В первом случае заключение брака сопровождалось наличием свидетелей,
весовщика с весами, совершением ритуала манципации (прикосновения рукой). Во
втором случае брачный союз носил неформальный характер. Однако жена должна была
в течение года покинуть дом мужа на три дня и ночи. Если она этого не делала, то
по праву приобретательной давности переходила под власть мужа. То есть жена
рассматривалась в категориях вещного права. Помимо жены мужчина мог иметь
наложниц. В Риме различались две системы родства – агнатское и когнатское. Агнатское
родство объединяло родственников по мужской линии; оно давало право на
наследование, на опеку над женщинами, подвластными. Когнатское родство
объединяло родственников по женской линии.
В императорский период можно отметить падение рождаемости в Риме,
распространение практики адоптации, т.е. усыновления или удочерения; наблюдалась
деградация самого института семьи, ее членами считались не только адоптированные
лица, но и клиенты, и другие люди, отдавшиеся под покровительство главы семьи на
каких-либо условиях. Некоторые исследователи констатируют даже физиологическое
вырождение римского общества в последние столетия существования империи.
История древних цивилизаций →
Экономика Древнего Рима → |