Среднее царство по праву считается классическим
периодом египетской культуры, в это время окончательно складывается
среднеегипетский язык, развивается скоропись (иератическое письмо), общий подъем
хозяйственной жизни. В эпоху Древнего царства уже были созданы основные
архитектурные формы, воплотившиеся в монументальных сооружениях: пирамида и
заупокойный храм, солнечный храм с обелиском и их компоненты (типы колонн, декор
зданий и т.д.). Во внутриполитическом отношении эпоха Среднего царства
характеризуется усилением позиций местных князей — номархов, при дворе которых
развиваются местные художественные школы. В среднем Египте (Бени-Хасане, Меире,
Асьюте, Эль-Кабе, Эль-Берше) сохранились богато декорированные росписями и
рельефами гробницы номархов, отказавшихся от прежней формы погребения — мастаб.
В погребальном ритуале также происходят значительные изменения, так, теперь
каждый умерший отождествлялся с богом Осирисом, тогда как во времена Древнего
царства это относилось только к фараону, на стенках саркофагов появляются так
называемые «Тексты саркофагов» — заклинания, отражающие представления египтян о
загробном мире. При фараонах XII династии, значительно укрепивших свой
авторитет и власть, египетская скульптура переживает бурный расцвет. Лучшими
примерами могут служить менее идеализированные, чем в эпоху Древнего царства
портретные скульптуры Сенусерта III и Аменемхета III. От крупных построек
фараонов Среднего царства сохранилось немного; однако такие постройки, как
поминальный храм Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри в Фивах, часовня Сенусерта I в
Карнаке (Фивы), руины пирамид (правда, более скромных, чем в Древнее царство) и
мощных крепостей на границе с Нубией, позволяют представить масштабы
монументального зодчества. В эпоху Среднего царства основной стиль был пересмотрен исходя
из новых потребностей общества: строительство уникальных ансамблей, среди
которых заупокойный храм Аменемхета III, названный впоследствии Лабиринтом,
занимавший фантастическую территорию 72 тысячи квадратных метров, до наших дней, к сожалению, он
не сохранился. От времен Среднего царства и правления гиксосов дошли первые
математические и медицинские тексты, где впервые в истории медицины изложено
учение о кровеносных сосудах, пульсе и сердце (папирус Эберса), древнейшее
учение о мозге, магическая терминология почти полностью заменена практической
(папирус Эдвина Смита). От эпохи Среднего царства сохранились и древнейшая
запись обмера страны, и списки созвездий на саркофагах, и первый в мире словник,
напоминающий энциклопедию, который был найден в библиотеке, открытой в одной из
гробниц Рамессеума, а также шедевры египетской художественной литературы:
«История Синухета», «Красноречивый поселянин», «Сказка о потерпевшем
кораблекрушение», которые свидетельствуют о многочисленных представлениях
египтян, в том числе и об экзотике дальних стран. Эпоха гиксосского владычества
затормозила естественную революцию египетской
культуры, но не прервала линию ее преемственности. Новое царство явилось
дальнейшим значительным этапом не только внутреннего развития культуры, но и
небывалого прежде интенсивного распространения ее за пределы Египта,
взаимодействия с культурами соседних народов. Положение Египта как мировой
державы создает особо величественный стиль, ярко отразившийся в монументальных
храмовых постройках в Фивах – Граде Амона, в торжественных надписях
фараонов-завоевателей, в одах и гимнах богам и прежде всего Амону Победоносному,
именем которого освящали все военные походы. Главенствующее положение Египта
нашло отражение в храмовых и гробничных сценах с изображениями посольства от
четырех стран света или в гимнах, где египетские боги воспевались не только как
творцы Египта, но других стран. Культура иных народов, какими бы жалкими и
презренными они не казались самим египтянам, оказалась для них вовсе не чужой и
принималась тем легче, чем ближе к закату была слава великой державы фараонов,
вынужденной все более считаться со своими новыми политическими соперниками:
хеттами, ассирийцами, вавилонянами. Степень проникновения египетской культуры в
иную этнокультурную среду была различна, особенно благоприятно сказалась на
культурах Нубии и Ливии, с которыми имела много общих корней, впоследствии через
них распространилась в Судан, Эфиопию, Западную Африку. Египет, напротив,
заимствовал из Азии намного больше, хотя и трансформировал азиатские элементы в
лоне собственной культуры. Расширение географического положения явилось стимулом
небывалого расцвета египетской культуры. Как в медицине и математике, так и в
астрономии египтяне обладали глубокими познаниями, без которых их строительное
искусство не было бы на столь высоком уровне развития. Египетский год делился на
три сезона по четыре месяца — Ахет («половодие»), Перет («выхождение») и Шему
(«засуха»); каждый месяц был разделен на 3 периода по 10 дней, что в сумме
давало 360 дней в году. К этой цифре добавлялись пять дней, посвященных богам
Осирису, Хору, Сетху, Исиде и Нефтиде. Начало года совпадало с появлением на
небе звезды Сотис (Сириуса) 18 или 19 июля и разливом Нила. Наблюдение за небом,
звездами и планетами осуществлялось жрецами-астрономами из «домов жизни»,
учреждений при храмах, где жрецы получали и хранили знания. Практические
астрономические наблюдения тесно переплетались с религиозными представлениями,
связанными с почитанием многочисленных астральных богов. История древних цивилизаций →
Культура Нового царства → |