Говоря о судьбах средневековой цивилизации, нужно отметить процесс
формирования наций в XIV–XV веках и соответствующих централизованных монархий;
таковыми вышли из Столетней войны Англия и Франция, таковой стала в ходе
Реконкисты Испания. Проявлялась тенденция трансформации
сословно-представительных монархий в абсолютную. Социальной опорой абсолютизма
являлось дворянство. Обоснованием абсолютизма стал тезис о божественном
происхождении верховной власти. Возвеличиванию персоны государя служил пышный и
изощренный дворцовый этикет. На первом этапе абсолютизм носил прогрессивный
характер: боролся с сепаратизмом феодальной знати, подчинял церковь государству,
ликвидировал остатки феодальной раздробленности, вводил единые законы. Причем в странах, сохранявших
состояние раздробленности – в Германии и Италии, абсолютизм приобретал
специфический региональный характер, складываясь на уровне отдельных княжеств и
территорий. Утрачивали доминирующую роль в обществе сословия духовенства и
рыцарства. Рыцарство превращалось в дворянство, живущее за счет службы двору короля.
Крестьянство освобождалось, как правило, на основе выкупа и превращалось
в податное население. Городское сословие переходило от цеховой организации к
мануфактуре, основанной на наемном труде. Стало нарушаться церковное единство,
являвшееся основой средневековой цивилизации. Зарождалась тенденция образования
национальных церквей. Ранее всего это обнаруживается в движении гуситов и
таборитов в Чехии и в оформлении галликанизма, французской церкви, независимой от Рима.
В современной исторической науке феодализм анализируется как социальная система,
которая существовала только в Западной и Центральной Европе в эпоху
средневековья. В основе феодализма — межличностные отношения: вассала и сеньора,
подданного и сюзерена, крестьянина и крупного земельного собственника.
Феодализму свойственны сословно-юридическое неравенство, закрепленное правом, и
рыцарская военная организация. Идеологической и нравственной основой феодализма,
да и всей средневековой цивилизации, стало христианство, которое
определяло характер культуры средневековья. В период расцвета средневековой
цивилизации в XII-XIII веках экономически и политически укрепляются города и
городское население, оформляются сословно-представительные собрания (английский
парламент, французские Генеральные штаты и т. д.), сословная монархия вынуждена
считаться с интересами не только знати, но и других сословий.
Противостояние папства и мирской монархии создавало пространство для утверждения личной
свободы, которая постепенно подтачивала сословно-иерархический строй
средневековой цивилизации. Развитие городской экономики подорвало натурально-хозяйственные основы
господства аристократии, а рост свободомыслия привел к перерастанию ересей в
Реформацию XVI века. Протестантизм с его новой этикой и системой ценностей
благоприятствовал развитию предпринимательской деятельности капиталистического типа.
История древних цивилизаций →
Истоки индустриальной цивилизации → |