Эпоха Возрождения и Реформация
На предыдущих страницах речь шла об аграрных цивилизациях Запада, Востока и
Америки. Вплоть до XVI века западная цивилизация во многих отношениях отставала от
восточных. Однако на рубеже XV–XVI столетий в европейском обществе произошли такие
изменения, которые привели к смене типа цивилизации.
Среди этих изменений первенствующее значение имели изменения социокультурного
порядка, которые обычно обозначают понятием «Возрождение». Сам термин в
привычном нам смысле слова (Rinascita по-итальянски, Renaissance по-французски)
предложил представитель маньеризма Джорджо Вазари (1511–1574 годы) еще в середине XVI века. Культура
Возрождения оценивалась и оценивается в историографии весьма по-разному. Одни
историки превозносят эту культуру как открывшую новую эпоху, новые идеи права,
свободы, демократической организации общества. Другие, напротив, возлагают на
эту культуру ответственность за разрушение устоев морали, нравственности,
церкви, семьи; они склонны даже менять термин «Возрождение» на «Вырождение» (Л.
П. Карсавин). При всей разности взглядов, обе позиции сходятся в том, что эпоха
Возрождения была качественно иной по сравнению с эпохой средних веков.
Первое принципиальное отличие заключается в антропоцентричной картине мира.
Антропоцентризм подразумевает выдвижение человека в центр мироздания. Лучшей
иллюстрацией такого положения могут служить рассуждения руководителей
Платоновской академии во Флоренции, Марсилио Фичино (1433–1499 годы) и Джованни
Пико делла Мирандола (1463–1494 годы) в конце XV века: человек сотворен Богом
наполовину и помещен в центр мира; дальнейшее досотворение зависит от самого
человека; если он будет делать выбор в пользу добра, то он возвысится до уровня
ангелов и даже Бога, если же он будет делать выбор в пользу зла, то он
деградирует, упадет до уровня скота.
Другой иллюстрацией антропоцентризма может служить теория прямой перспективы,
открытая Паоло Учелло, Пьеро делла Франческа, Филиппо Брунеллески (1377–1446
годы) и другими живописцами XV века. Согласно этой теории видимые объекты
уменьшаются, чем дальше от художника и зрителя они находятся. Здесь ощущается
отчетливое осознание человеком XV столетия своего центрального положения, от его глаза
оцифровывается пространство как реальное, так и иллюзорное в картине до
бесконечности, в которой все линии зрения оптически соединяются в точку.
Антропоцентризм был неведом средневековью, основанному на теоцентризме, и тем
более – восточным культурам. Нет надобности подчеркивать, что именно этот новый
мировоззренческий принцип обусловил небывалую активность человека европейского
Возрождения и редкий динамизм европейского общества XV–XVII веков. Человек
осознал себя творцом, мастером, сравнимым с Первотворцом, Небесным мастером; он
способен не только создавать искусственный мир вокруг себя, но и творить самого
себя, восходя до статуса Бога. Универсальные претензии искусства, которому в
идеале должно быть «доступно все», весьма близки принципам новой ренессансной
философии. Ее крупнейшие представители — Николай Кузанский, Марсилио Фичино,
Пико делла Мирандола, Парацельс, Джордано Бруно — делают средоточием своих
размышлений проблему духовного творчества, которое, охватывая все сферы бытия,
тем самым бесконечной своей энергией доказывает право человека называться
«вторым богом» или «как бы богом». Подобное интеллектуально-творческое
устремление может включать в себя — наряду с античной и библейско-евангельской
традицией — сугубо неортодоксальные элементы гностицизма и магии (так называемая
«натуральная магия», сочетающая натурфилософию с астрологией, алхимией и другими
оккультными дисциплинами, в эти века тесно сплетается с начатками нового,
экспериментального естествознания). Однако проблема человека (или человеческого
сознания) и его укорененности в Боге все равно остается общей для всех, хотя
выводы из нее могут носить самый различный, и компромиссно-умеренный, и дерзкий
«еретический» характер.
Сознание в состоянии выбора — ему посвящены как медитации философов, так и
выступления религиозных деятелей всех конфессий: от лидеров Реформации М. Лютера
и Ж. Кальвина, либо Эразма Роттердамского (проповедующего «третий путь»
христианско-гуманистической веротерпимости) до Игнатия Лойолы, основателя ордена
иезуитов, одного из вдохновителей Контрреформации. Тем более, что само понятие
«Возрождения» имеет — в контексте церковных реформ — и второй смысл, знаменуя не
только «обновление искусств», но «обновление человека», его нравственного
состава.
Следующим отличием культуры Ренессанса от предшествующей был индивидуализм. Как
показывают новейшие исследования, в частности, Л. М. Баткина, человек впервые
стал осознавать себя индивидом, личностью только в эпоху Возрождения. Сам термин
«индивид» производен от латинского «individuum», то есть «неделимый», социальный
атом. В ту же эпоху появилось понятие «persona» – личность, физическое лицо в
правовой процедуре. В античности это понятие обозначало лишь театральную маску.
Теперь же оно выражало субъекта права; личность стала осмысляться обладавшей
неотъемлемыми, прирожденными правами на жизнь, на свободу и на собственность.
Как собственность стали восприниматься результаты творческой деятельности,
изобретения и идеи. Неслучайно именно в то время возникло понятие авторства,
прежде неизвестное, возникли первые процессы по авторскому праву. Индивидуализм
породил стихию конкуренции, самоутверждения, которые позднее будут признаны
естественным состоянием и естественным правом.
История древних цивилизаций →
Гуманизм эпохи Возрождения → |