Наукой наук считалась теология, или богословие. Была разработана
теоцентрическая картина мира. Бог считался началом и концом всего сущего. Среди
множества попыток определения Бога одним из лучших считалось определение Анонима
XII века: «Бог есть интеллигибельная (умопостигаемая) сфера, центр коей
повсюду, а поверхность нигде». Вера в Бога провозглашалась выше всякого знания. Лучше всего эта максима была
выражена в знаменитом парадоксе Тертуллиана (III век): «Credo quia absurdum est»
(«верю, ибо абсурдно»). То есть существующий мир – абсурден, не поддается
рациональному осмыслению и тем более рассудочному изменению, и потому остается один путь – веры.
В XII веке получила развитие схоластика, высшая ступень средневековой теологии.
Схоластика нередко негативно оценивается исследователями как бесплодная
дисциплина, занимавшаяся выяснением ничтожных вопросов, например: сколько чертей
уместится на кончике иглы. Однако такая оценка неверна. Даже в приведенном
вопросе, при всей его кажущейся абсурдности, метафорически поставлена проблема
бесконечно малых величин. Именно схоластами разработаны правила логики, которыми
пользуется современная наука. Именно схоластами введены и осмыслены основные
категории абстрактного знания: бытие и сознание, причина и следствие, форма и содержание и пр.
В XII веке в схоластике сложились два направления: реализм и номинализм.
Представители первого направления (Бернар Клервосский, Бонавентура и др.)
считали, что если есть слово для обозначения Бога, то, следовательно, есть и сам
Бог. Представители второго направления (Росцелин, Пьер Абеляр и др.) утверждали
возможность общих абстрактных понятий, не связанных с существованием
действительных объектов; одним из таковых, по заключению номиналистов, могло
быть понятие Бога. Неслучайно в номиналистах видели предшественников атеистов.
Среди доказательств бытия Бога наибольшим авторитетом пользовалось
онтологическое доказательство, предложенное Фомой Аквинским (около 1272 года). Оно
апеллировало к бытию, к самоочевидности его совершенства, гармонии,
целесообразности; если это так, заключал Фома, то, следовательно, есть некая
сила, которая привносит в мир совершенство, гармонию и цель; эта сила и есть Бог.
Бог считался высшей реальностью, по отношению к которому весь видимый и
осязаемый мир признавался иллюзорным и кажущимся, отчего весь средневековый
«реализм» получал перевернутое толкование: все, что ощущалось – нереально;
глаза, уши, обоняние могут легко ошибиться, приняв ложные перевоплощения
Дьявола, и наоборот, реально то, что за пределами восприимчивости органов
чувств, что обретается ведением сердца. Кроме того, видимое всегда ущербно,
несовершенно и преходяще, тогда как видимое (Бог) совершенно, нетленно, идеально и потому более реально и истинно.
История древних цивилизаций →
Средневековый символизм → |