Христианство возникло в I веке нашей эры среди евреев Палестины, сразу же
распространилось у других народов Средиземноморья. В IV столетии стало
государственной религией Римской империи. К XIII веку вся Европа была
христианизирована. В результате схизмы (разделение церквей) христианство в 1054
году раскололось на православие и католицизм. Из католицизма в ходе Реформации в
XVI столетии выделился протестантизм.
Христианство унаследовало созревшую в
ветхозаветной традиции идею единого Бога, имеющего Свою причину в Себе Самом, по
отношению к Которому все личности, существа и предметы являются творениями,
созданными из ничего, а всеблагость, всевидение и всемогущество — уникальными
атрибутами. Личностное понимание Абсолюта, свойственное Библии, получает в
христианстве новое развитие, выраженное в двух центральных догматах
христианства, составляющих его важнейшее отличие от иудаизма и ислама —
Триединства и Боговоплощения. Согласно догмату Триединства, внутренняя жизнь
Божества есть личное отношение трех «Ипостасей», или Лиц: Отца (безначального
Первоначала), Сына, или «Слова» — Логоса (смыслового и оформляющего Начала) и
Святого Духа («животворящего» Начала). Сын рождается от Отца, Святой Дух
«исходит» от Отца (по православному учению) или от Отца и Сына (так называя
filioque, особенность католической доктрины, усвоенная также протестантизмом и
ставшая общим достоянием западных конфессий); но как «рождение», так и
«исхождение» совершается не во времени, а в вечности; все три Лица были всегда
(«предвечны») и равны по достоинству («равночестны»). Христианское «тринитарное»
учение (от лат. Trinitas — Троица), разработанное в эпоху отцов Церкви (так
называемая эпоха «патристики», расцвет которой приходится на IV — VI века) и явно
отвергаемое только в некоторых ультрапротестантских деноминациях, требует «не
смешивать Лица и не разделять Сущность»; в акцентированном размежевании уровней
сущностного и ипостасного — специфика христианского Триединства сравнительно с
триадами других религий и мифологий (например, тримурти индуизма). Это не
слитность, неразличенность или двойничество; Лица христианской Троицы мыслятся
доступными взаимному общению именно в силу безусловного «ипостасного»
самостояния и имеют это самостояние благодаря взаимной открытости в любви.
Христианство несправедливо недооценивалось в материалистически
ориентированной историографии. Между тем, именно христианство впервые
категорически отвергло жертвоприношения. Христианство впервые утвердило
эгалитарный взгляд на человека без различия этноса, сословий и пола. Человек
воспринимался как образ и подобие Бога. Варвар и раб впервые стали
рассматриваться не как существа низшего порядка, но как люди, обладающие
святостью и достоинством. Женщина перестала трактоваться как вещь и впервые
обрела человеческий статус. Христианство возвысило моральную оценку труда,
прежде считавшегося уделом скота и рабов; в христианской доктрине труд
рассматривался как единственная форма очищения от греха, в том числе
первородного; труд самый тяжелый и грязный, невозблагодаренный сообщал
достоинство и святость. Христианство впервые обратилось к внутреннему духовному
миру человека, его морали. Достаточно сказать, что только с христианством в
европейские языки вошли понятия «совести» и «греха». Предшествующим языческим
культурам эти понятия не были известны.
Христианская церковь утвердила веру в единого и всемогущего Бога,
взаимоотношения с которым верующих строятся на индивидуальном договоре,
«Завете»; по этому мистическому соглашению верующие неукоснительно следовали
заповедям Бога, а Бог даровал им Царствие Небесное. Эта идея предопределила
личностный характер связей в средневековом обществе, основанных на идее договора
с двусторонними обязательствами. Христианская церковь, наконец, сообщила
ощущение единства средневековому обществу, не знавшему этнических и национальных
границ.
История древних цивилизаций →
Универсальная монархия → |