Хранилище мифологии
 

Византия

Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная древнегреческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология народов Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская  и  германская мифология
Славянская и древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Право в византийском обществе

Другой важнейшей опорой «византийского таксиса» выступало право. Первым официальным сводом византийских законов стал кодекс Феодосия II (438 год). Он вобрал в себя более ранние нормы, начиная с Константина Великого. Наиболее универсальной кодификации византийское и римское право было подвергнуто при Юстиниане I Великом в 528–533 годы. В результате был составлен «Корпус гражданского права» (Corpus juris civilis), собрание римских законов и сочинений юристов, которое на протяжении многих веков служило главным источником права большинства европейских стран; остается основой европейского, так называемого романо-германского права. Включает Институции, Дигесты и Кодекс Юстиниана. Основа кодификации Юстиниана — римское право, переработанное с учетом новых экономических условий.

13 февраля 528 года Юстиниан I создал комиссию из 10 человек с участием Трибониана и уже 7 апреля 529 года был обнародован кодекс Юстиниана, который вобрал в себя все императорские постановления I-VI веков. Затем Юстиниан решил таким же образом систематизировать и так называемое «древнее право» (jus vetus), то есть сочинения римских юристов, их комментарии к гражданскому и преторскому праву. 15 декабря 530 года он издал указ о создании комиссии из 15 человек во главе с Трибонианом, в составе двух профессоров из Константинопольской Академии (Теофил и Кратин) и двух — из Беритской (Дорофей и Анатолий), а также 11 адвокатов. Задача комиссии — написание Дигест, то есть извлечений из сочинений классических римских юристов — была выполнена к 16 декабря 533 года.

Одновременно Трибониан, Теофил и Дорофей по поручению Юстиниана подготовили Институции, учебник для студенчества; они вступили в силу 21 ноября 533 года. Наконец, 16 ноября 534 вышла новая редакция кодекса — добавлено более трехсот новых постановлений. Уже после смерти Юстиниана к трем основным частям корпуса были добавлены так называемые «Новеллы», написанные профессором Юлианом из Константинополя в 556 году, — собрание императорских постановлений, вышедших в 535-556 годах, после издания кодекса. Сам Юстиниан назвал свое творение «храмом римской юстиции», средневековые юристы присвоили ему наименование «Корпуса гражданского права». Он включает в себя:
1) Институции (состоят из 4 книг, по содержанию это в значительной мере повторение Институций Гая);
2) Дигесты (состоят из 50 книг, вобрали в себя цитаты из почти 2 тысяч сочинений 39 юристов);
3) Кодекс (состоит из 12 книг, в подражание законам Двенадцати таблиц Рима);
4) Новеллы (содержат 122, наиболее полное собрание позднего времени — 168 новелл).

Византийское право впервые провозгласило равенство всех людей перед законом независимо от этнической, религиозной и половой принадлежности. Это равенство, согласно трактовке византийских юристов, предопределялось естественным правом. Рабство считалось установленным по праву народов (jus gentium). Подчинение чьему-либо господству рассматривалось противоречившим природе, естественному праву. Раб в византийском обществе получал правовую защиту государства; за его убийство и физическое увечье господин нес уголовную ответственность; раб получал частичную правоспособность и более широкие возможности освобождения. Государственная собственность не получила полного преобладания, как на Востоке. В Византии сохранялась достаточно широкая сфера частнособственнических отношений. Практиковались различные виды контрактов, аренды, залогов, сервитутов и прочих правовых действий с собственностью.

Византийское судопроизводство отличалось открытостью и состязательностью. Существовали юридические консультации, нотариальные конторы и коллегии адвокатов. Юристы занимали ведущее место в обществе. Между прочим, византийские юристы могли осуществлять «анонимную правку» законов, внося сокращения, редакционные правки, перераспределение и изменение последовательности нормативных материалов. Допускалась интерполяция, т.е. добавления между строк при копировании законов и рассылке их на места.
С VIII века законодательство и судопроизводство стали переводиться с латинского языка на греческий. Первым сводом законов на греческом языке стала «Эклога» 726 года. Она представляла собой сокращенную выборку из Corpus juris civilis с некоторыми добавлениями «в духе большего человеколюбия». Вместо смертной казни «Эклога» утверждала телесные и увечащие наказания в виде битья палками или плетью, отрезания носа, вырывания языка, отсечения рук, ослепления, выжигания волос и пр.; подобные меры должны были применяться за тяжкие преступления – осквернение святости алтаря и права церковного убежища, клятвопреступление, вероотступничество, разграбление могил, подделку монет, похищение, прелюбодеяние и др. Сами эти нормы появились под воздействием обычаев различных народов, проживавших на территории Византии. «Эклога» отменяла самые жестокие виды смертной казни, например, распятие и сожжение; сокращались составы преступлений, за которые назначалась высшая мера наказания: стали казнить лишь за кровосмешение, гомосексуализм, поджог, отравление, колдовство, убийство, разбой, некоторые ереси.

По-новому регламентировались семейно-брачные отношения. Брак, согласно «Эклоге», являлся союзом мужа и жены, обладавших равными имущественными правами. Развод ограничивался и был связан с имущественными и денежными обязательствами. Дополнениями к «Эклоге» стали Земледельческий, Военный, Морской и Моисеев законы. Земледельческий закон регулировал отношения в Крестьянской общине. Военный закон устанавливал наказания для военнослужащих, нарушавших уставы и совершавших уголовные преступления. Морской закон касался организации плаваний, фрахта, торговли и морских товариществ. Моисеев закон включал 10 заповедей, которые, по преданию, сам Яхве начертал на Синае и вручил Моисею.
С VIII века судьи стали получать деньги из казны за отправление своих функций, что превратило их в государственных чиновников. С другой стороны, суд был признан безвозмездным для всех участников судебного процесса.

История древних цивилизаций
Социальные отношения в Византии





При использовании материалов линк на проект Хранилище мифологии приветствуется!




Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Цверги
Драконы Эльфы

История древних цивилизаций