Беллерофонт (Βελλεροφόντης), в
греческой мифологии один из главных героев старшего поколения, сын коринфского
царя Главка (по другим источникам, бога Посейдона), внук Сизифа. Первоначальное
имя Беллерофонта - Гиппоной (Ἰππόνοος), но после того, как он убил коринфянина Беллера, его стали называть "убийца Беллера" (по некоторым мифологическим
версиям Беллер был родным братом Гиппоноя). Полагают, что слово Βελλερο
догреческого происхождения и означало "чудовище", впоследствии оно, став
непонятным, было, как это принято в этиологических мифах, осмыслено как имя
собственное. Опасаясь кровной мести, Беллерофонт был вынужден бежать в Арголиду,
где его гостеприимно встретил тиринфский царь Прет. Жена Прета Сфенебея (по
неторым источникам Антея) влюбилась в Беллерофонта, но была отвергнута им, после
чего она обвинила юношу в покушении на ее честь. Поверив жене, но не желая
нарушать законы гостеприимства, Прет направляет Беллерофонта к своему тестю,
царю Ликии Иобату, вручив ему письмо, содержащее приказ погубить Беллерофонта.
Чтобы выполнить приказ, Иобат дает Беллерофонту одно за другим опасные для жизни
поручения. Вначале ему пришлось сразиться с обитавшей в горах Ликии трехглавой
огнедышащей химерой - страшным чудовищем, соединением льва, козы и змеи. Боги,
покровительствовавшие Беллерофонту, подарили ему крылатого коня Пегаса (Пиндар,
Олимпийские оды, XIII, 63; Павсаний, II 4, 1). Напав на химеру с воздуха,
Беллерофонт победил и уничтожил с помощью Пегаса опустошавшее страну чудовище.
Затем он отбил нападение воинственного племени солимов и уничтожил вторгшихся
амазонок (Гомер, Илиада, VI 179). Иобат устроил возвращавшемуся с войны
Беллерофонту засаду, но герой перебил всех напавших на него. Пораженный силой
пришельца, ликийский царь отказался от своих замыслов, отдал Беллерофонту в жены
дочь Филоною и, умирая, оставил ему своё царство (Аполлодор, II 3, 1 и 2). От
этого брака родились Гипполох, унаследовавший ликийское царство, Исандр,
погибший в войне с солимами, и Лаодамия, родившая Зевсу Сарпедона.
Узнав от тестя о письме Прета, Беллерофонт отправился в Тиринф, чтобы отомстить.
Притворившись влюбленным, он уговорил оклеветавшую его Сфенебею бежать с ним на
Пегасе, но, поднявшись в воздух, сбросил ее в море (известно по фрагментам не
дошедшей до нас трагедии Еврипида "Сфенебея"). По другому варианту мифа (Гигин,
Фабулы, 57 и 243), Сфенебея сама покончила с собой. Дальнейшая судьба
Беллерофонта описана Гомером в Илиаде. Беллерофонт утратил расположение богов, и
его постигло безумие. Причиной этого Пиндар (Истмийские оды, VII 44 след.)
считает надменность Беллерофонта, решившего на Пегасе достигнуть вершины Олимпа.
Зевс наслал на коня овода, Пегас взбесился и сбросил седока на землю. Хромой и
слепой скитался Беллерофонт до самой смерти по Алейской долине ("долине
странствий"). В не дошедшей до нас трагедии "Беллерофонт" Еврипид рассказывал о
гибельной попытке Беллерофонта подняться на Олимп и его смерти после того, как
он был исцелен от своей непомерной гордости и примирился с богами. Развитию мифа
о Беллерофонте была также посвящена не сохранившаяся трагедия Софокла "Иобат".
Культ Беллерофонта был распространен в Ликии и Коринфе, затем по всей Греции.
Имена Беллерофонта и связанных с ним Пегаса, химеры, солимов негреческого,
восточного происхождения, но все же существование в ранней Греции мифа о
Беллерофонте не вызывает сомнения. Об этом свидетельствуют и изображения борьбы
Беллерофонта с химерой на протокоринфских вазах, и наивный, характерный для
времени появления письменности рассказ Гомера о письме Прета. В раннегреческих
мифах Беллерофонт часто связан с морской стихией (изображения героя с трезубцем,
вероятно, должно объяснять происхождение Беллерофонта от Главка или Посейдона),
но вместе с тем в образе этого героя встречаются черты солнечного бога (полет в
небо на крылатом коне). Существует предположение, что в мифе о Беллерофонте
объединились черты двух богов различного происхождения. Изображения Беллерофонта
и его коня (по-хеттски Пихассассиса) часто встречаются на малоазийских печатях
(в Малой Азии крылатый конь был божеством неба и погоды). Возможно, культ
Беллерофонта, первоначально возникший в Греции, был занесен в Малую Азию, где
его связали с местными культами Пегаса, химеры и др. На возникновение
встречающегося у Гомера рассказа о Сфенебее, несомненно, повлиял
распространенный по всему Средиземноморью сюжет о преследовании героя
отвергнутой им замужней женщиной (египетская "Сказка о двух братьях",
ветхозаветный рассказ о целомудренном Иосифе, мифы об Ипполите и Федре, Пелее и
жене Акаста и другие предания).
В 17-18 столетиях драматические обработки мифа о Беллерофонте создавались лишь
как оперные либретто (например, пьеса "Беллерофонт" Т. Корнеля, Б. Фонтенеля и
Н. Буало, ставшая основой оперы Ж. Б. Люлли, и в немецком переводе - oпeры К.
Граупнера). Из произведений, созданных в 19-20 веках, следует отметить
одноименную драму Г. Кайзера. В 17-18 веках также были созданы оперы,
посвященные этому греческому герою, композиторами Ф. Сакрати, Р. Кайзером, Ф.
Арайи и Й. Мысливечеком. В античном изобразительном искусстве образ и подвиги
Беллерофонта являются одними из популярных сюжетов, особенно в вазописи (битва с
химерой) и пластике, главным образом в рельефах (сюжеты: герой с Пегасом, битва
с химерой, наказание Сфенебеи и др.), а также в помпейских росписях (Беллерофонт
у Прета, обретение Пегаса).
|