Амшаспанды, в зороастрийской мифологии
бессмертные святые. Так называются в религии Зороастра во главе с Ахуромаздой
семь высших духов царства света, от которых исходит создание всех видимых,
хороших вещей и по решению которых все совершенное и доброе осуществляется и
сохраняется. Их творец и предводитель — Ахуромазда, который председательствует в
их совете и обыкновенно изображается окруженным ими.
Их имена в новоперсидском языке: Баман, Ардибегешт, Шаривер, Сапандармада, Кордада и Амердада. Последние
три являются женскими божественными существами. Имена этих духов значат:
благосклонный, истиннейший, воля господина, святая мудрость, всесущность,
бессмертие. Каждый дух имеет своим противником дэва, каждому посвящен цветок:
Ахуромазде — красный жасмин, Баману — белая лилия, Ардибегешту — майоран, Шариверу
— базилик, Сапандармаде — ива, Кордаде — лилия, Амердаде — жминда. Амшаспандам подчинены ицеды, низшие светлые духи.
Амшаспанды являются, олицетворением отвлеченных нравственных понятий, но,
вместе с тем, они изображены в Авесте так конкретно и пластично, что некоторыми
чертами напоминают натуралистических богов. Были попытки провести параллель
между ними и ведийскими Адитьями, светлыми высшими богами, во главе которых
стоит верховный бог Варуна. В близком отношении к Амшаспандам стоит Сраоша — дух
веры, охраняющей мир от бедствий, особенно ночью от злых духов. За ним в
воинстве Ахуромазды следуют духи, называемые Язаты: это — боги древней народной религии, вошедшие
впоследствии в учение Заратуштры. Важнейший из них — Мифра, олицетворение
космического света, независимого от солнца, и хранитель нравственного света,
правды. К воинству Ахуромазды относятся, наконец, Фраваши — души праведных, и
множество светлых гениев. |