Чойджины или сахиусы, в буддийской
мифологии тибетских и монгольских народов, являют собой разряд грозных божеств,
входящих в категорию докшитов или совпадающий с ней. Слово Чойджин в тибетской
речи означает "хранитель учения", в монгольском языке сахиус значит
"охранитель", соответствие этого понятия в санскрите — дхармапала. В тибетской
мифологии число чойджинов пополняется за счет местных духов. У тибетцев особо
чтимым чойджином является Джамсаран, имеющий эпитет "Красный хранитель", точное
название этого божества у монголов Улан сахиус.
Его отцом является свирепый дух, медноволосый якшас (yakshas), который живет в кровавом море на медной горе
или на кладбище; в одной руке у него медный меч, в другой - легкие и сердце
врага. По происхождению Джамсаран - добуддийское божество, возможно,
монгольское, занявшее в Тибете место бога войны, сближающееся с Пехаром. В
северном буддизме Джамсаран - один из восьми докшитов; ассоциируется с Куберой и
с Гесером, который иногда считается одним из его воплощений. В эпосе хоринцев
Джамсаран выступает врагом Гесера.
Особенно почитается монголами группа "пять чойджинов", которых в монгольских
сказаниях называют "пять великих государей" или табун хаган, то есть защитников
храма. Их культ тесно переплетается с культом Падмасамбхавы, которому они дали
обет охранять религию. Их перерождением считается настоятель Лхасского храма,
выступающий как государственный оракул, почитающийся одновременно и как
воплощение Пехара. В процессе синтеза шаманской и буддийской мифологии
представления о чойджинах трансформируются. Чойджины воспринимаются как свирепые
воинственные охранительные духи, побеждающие демонов и болезни. |