Дейок (Δηιόκης), первый мидийский
царь, достигший власти сначала в качестве судьи, избранного народом после
свержения ассирийского ига, а затем ставший царем в разрушенной и неустроенной
стране, которую необходимо было отстроить как самостоятельное государство. По
описаниям Геродота Дейок основал город Экбатана, соединил мидян в одно
государство, выстроил себе дворец и завел придворный этикет. Царствовал
пятьдесят три года (709-656 годы до нашей эры). Что Дейок лицо историческое
доказывается клинообразными ассирийскими надписями. Около 715 года до нашей эры
один из мидийских князей, Дайакку, упоминается в числе пленных. Является ли
Дейок и Дайакку одним лицом, факт окончательно историками не установленный.
Существование в Мидии целой области Бет Дайакку, покоренной Саргоном в 713 году
до нашей эры, указывает на выдающееся положение этого наиболее крупного из
мидийских владетелей, принужденного не раз подчиняться ассирийцам, но успевшего
в конце концов освободить от них свой народ и основать в начале VII века до
нашей эры государство, ставшим впоследствии известным под названием Мидия.
Экбатана, в древности считалась столицей великого завоевателя Кира. Город был
окружен семью стенами, возвышавшимися друг над другом зубцами, выкрашенными в
цвета белый, черный, пурпурный, голубой, красный, серебряный и золотой
(соответственно цветам пяти планет, луны и солнца). В текстах "Авесты" Экбатана
описывается, как укрепленный и населенный город. Геродот приписывает основание
города Экбатана царю Дейоку; в иудейской неканонической "Книге Иудифь" есть описание Экбатаны и ее стен, якобы
выстроенных Арфаксадом. Эту же Экбатану, как полагают, имеет в виду пророческая "Книга Товита", принадлежащая к числу неканонических книг Ветхого Завета.
В наше время развалины города предположительно находятся в местности Такти-Солейман, где
можно распознать овальную ограду из квадратных каменных плит, конический холм,
бассейн с чистой, приятной для питья водой. Город существовал до XIII столетия; нашествие монголов привело к его упадку.
О мидийской культуре до настоящего времени известно очень мало, так как до сих пор не производилось в Мидии
массовых систематических раскопок. Несомненна ее тесная связь с
ассиро-вавилонской культурой. Геродотово описание царской резиденции Экбатаны
указывает на развитие астрологии и поклонение светилам. Но в целом о религии
Мидии мало что известно, если не считать признаваемой многими учеными связи
между одним из мидийских племен, магами, и коллегией жрецов, называемых также магами, — связи,
представляющей Мидию родиной магии, чародейства и колдовства. Знаменитый греческий географ и историк Страбон рассказывал о распространенном в Мидии
многоженстве. Мидия пользовалась в древности большой славой; имя ее пережило ее
политическое существование и у греков часто отождествлялось с именем Персии. Со
времен династии Селевкидов началась эллинизация Мидии.
|