Еми-но Куни или Емоцукуни, Емицукуни (на древнеяпонском означает "страна жёлтого
источника"), в японской мифологии подземное царство вечной тьмы, страна мертвых.
Название, по-видимому, заимствовано из китайского языка, где загробный мир
именуется "желтый источник". В иероглифическом обозначении встречается
также идеограмма "ночь", что связано с представлением о стране мертвых как о
мире, погруженном в вечную тьму, царстве ночи. Миф о стране мертвых содержится в
"Кодзики" (I свиток под названием "Время богов") и в одном из вариантов "Нихонги". О
Еми-но Куни упоминается также в норито в молитвословии "В праздник успокоения огня", где подземная страна именуется "тьмою".
Мифы повествуют о том, что, когда божественная чета Идзанаки и Идзанами
производила на свет богов, появление бога огня опалило лоно Идзанами, и она
удалилась в страну мертвых. Желая вернуть ее, Идзанаки отправляется за ней, но
Идзанами уже отведала "пищи с очага подземной страны", то есть стала обитателем
мира мертвых, которым заказано возвращение в мир живых. Все же Идзанами решает
посоветоваться с богами подземной страны относительно возможности вернуться в
верхний мир и, уходя, запрещает Идзанаки следовать за собой. Ее долгое
отсутствие заставляет Идзанаки нарушить запрет - он отправляется ее разыскивать
и видит Идзанами рождающей страшных богов грома, а в теле у нее "несметное
множество червей копошится-шуршит" ("Кодзики"). Испуганный этим зрелищем,
Идзанаки обращается в бегство, а рассерженная его непослушанием Идзанами
посылает в погоню богов грома и фурий подземной страны, и, наконец, преследует Идзанаки сама.
Идзанаки помогают спастись магические предметы - сетка для волос
- кадзура и гребень - они превращаются в тростник, в дикий виноград,
преграждающий дорогу фуриям. Затем Идзанаки применяет магический жест - бежит,
размахивая своим мечом за спиной. Наконец, он срывает три персика с дерева,
растущего у выхода из подземной страны, и с их помощью заставляет адское
воинство прекратить погоню. Обращаясь к персикам, Идзанаки просит их помогать
"земной поросли людской, что обитает в асихара-но накацуку-ни", так же, как они
помогли ему (это первое в японской мифологии упоминание о людях). Идзанаки
произносит слова, расторгающие его брак с Идзанами, на что она отвечает угрозой
предавать смерти каждый день тысячу человек на земле. Но Идзанаки обладает силой
возводить в день тысячу пятьсот домиков для рожениц. "Потому-то на тысячу
человек, что непременно в день умирает, непременно по тысяче пятьсот человек в
день нарождается" - комментирует составитель "Кодзики" Ясумаро. Миф о Еми-но
Куни можно считать этиологическим, объясняющим древние обычаи и верования (так,
разделить с кем-либо пищу или питье означало то же, что вступить в магические
отношения, и т.д.). Миф в целом рисует представления древних японцев о загробном
мире, мыслимом как "нижняя страна", удаленный и темный мир, соприкосновение с
которым оскверняет и требует ритуального очищения. |