Хранилище мифологии
 

Древнеиранская мифология

Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная древнегреческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология народов Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская  и  германская мифология
Славянская и древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Йима

Йима или Йама, в древнеиранском мифотворчестве первопредок человечества, культурный герой, создатель благ цивилизации, устроитель социальной организации общества, владыка мира в эпоху тысячелетнего золотого века, во время которого среди людей царило бессмертие. При нем не было болезней, старости, смерти, моральных пороков ("Видевдат" II, "Ясна" 9, 1-5). Этимологически имя Йима толкуется как "близнец", "двойник". Образ восходит к индоиранской и индоевропейской эпохам, к архаическим мифам о братьях-близнецах, сыновьях солнца. Образ Йиму близок образу первочеловека Яме в ведийской мифологии и Имиру в скандинавских сагах. По некоторым версиям мифа, Йима был распилен пополам рукой собственного брата Спитиюры, совращенного злым духом. Отцом Йиму считался Вивахвант, воплощение солнца. Сам Йима сохранил черты солярного героя, хотя в "Авесте" он, как правило, смертный, место его действия всегда на земле, в мире людей.

Индийские же источники изображают Яму хозяином загробного мира, восседающим в сонме богов и душ праведников. Из западноиранских текстов пятого столетия до нашей эры, найденных в Персеполе, следует, что древнеперсидский Йама по имени и, видимо, по функциям был ближе к индийскому, нежели авестийскому образу, божеством, а не человеком. В индоиранском близнечном мифе первочеловек Йима является братом и супругом женщины-прародительницы, то есть это образы: Яма и Ями в "Ригведе", Йима и Йимак в "Бундахишне". Божественный статус приписан Йиме в "Абан-яште" (V 25); он помещен на священной горе Хукарья и творит жертвоприношение богине Ардвисуре Анахите ради обретения власти "над богами и людьми".

Притязания Йиму на главенство среди богов - черта архаики индоиранских времен, не сохранившаяся в остальных текстах "Авесты". "Ригведа" (10, 51, 3) приписывает Яме открытие огня на земле, цивилизаторскую миссию. Этот же миф в иранской традиции представлен в жреческом аспекте: Йима возжег в Хорезме первый по сакральности среди других видов огня священный огонь жречества Атур-Фарнбаг. По одной версии, этот огонь был впоследствии перенесен на запад, по другой находится в Кабуле ("Бундахишн" 17, 5-6). Между тем в "Видевдате" (II 3-5) Йима отклонил предложенные ему богом жреческие обязанности, ограничившись, якобы, царскими. Налицо сектантские расхождения в трактовке популярного образа. На общетипологическом уровне Йима является действующим лицом в мифе об утрате "золотого века" в результате вселенской катастрофы. На индоиранском уровне он рассматривается как первопредок и первый смертный, "хозяин двуногих и четвероногих" ("Атхарваведа" 4, 28, 3), упорядочивающий мир.

На собственно иранском уровне в ходе формирования зороастрийской ортодоксии изначальная роль Йиму подверглась значительным преобразованиям: у него отняли индоиранский ореол идеального владыки "золотого века" и гаранта бессмертия. Утрата золотого века была объявлена Заратустрой следствием гордыни и грехопадения Йиму. Возник квазиисторический миф о том, как от Йиму отлетел символ его царственного достоинства Фарн. Вторая глава "Видевдата" и "Хом-яшт" ("Ясна" 9, 1-11) иносказательно, а "Замьяд-яшт" (XIX) открыто повествуют о передаче фарна Заратустре. Образ Йиму, как дарователя земных благ и телесного бессмертия, стал противопоставляться пророку Заратустре, реформатору веры и провозвестнику духовного бессмертия. Стремление ортодоксального жречества опорочить Йиму и то обстоятельство, что он является единственным персонажем архаического индоиранского фольклора, упомянутым в священных авестинских текстах "Гаты" (32, 8), где не нашлось места даже богам Митре и Ардвисуре Анахите, отчетливо свидетельствуют о первенствующей его роли на дозороастрийском этапе бытования мифологии. В "Младшей Авесте" первопредком человечества считается не Йима, а Гайомарт.






При использовании материалов линк на проект Хранилище мифологии приветствуется!




Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Цверги
Драконы Эльфы

История древних цивилизаций