Йима или Йама, в древнеиранском мифотворчестве первопредок человечества,
культурный герой, создатель благ цивилизации, устроитель социальной организации общества, владыка мира в эпоху
тысячелетнего золотого века, во время которого среди людей царило бессмертие.
При нем не было болезней, старости, смерти, моральных пороков ("Видевдат" II,
"Ясна" 9, 1-5). Этимологически имя Йима толкуется как "близнец", "двойник".
Образ восходит к индоиранской и индоевропейской эпохам, к архаическим мифам о
братьях-близнецах, сыновьях солнца. Образ Йиму близок образу первочеловека Яме в
ведийской мифологии и Имиру в скандинавских сагах. По некоторым версиям мифа,
Йима был распилен пополам рукой собственного брата Спитиюры, совращенного злым
духом. Отцом Йиму считался Вивахвант, воплощение солнца. Сам Йима сохранил черты
солярного героя, хотя в "Авесте" он, как правило, смертный, место его действия
всегда на земле, в мире людей. Индийские же источники изображают Яму хозяином загробного мира, восседающим в
сонме богов и душ праведников. Из западноиранских текстов пятого столетия до
нашей эры, найденных в Персеполе, следует, что древнеперсидский Йама по имени и,
видимо, по функциям был ближе к индийскому, нежели авестийскому образу,
божеством, а не человеком. В индоиранском близнечном мифе первочеловек Йима
является братом и супругом женщины-прародительницы, то есть это образы: Яма и
Ями в "Ригведе", Йима и Йимак в "Бундахишне". Божественный статус приписан Йиме
в "Абан-яште" (V 25); он помещен на священной горе Хукарья и творит
жертвоприношение богине Ардвисуре Анахите ради обретения власти "над богами и
людьми".
Притязания Йиму на главенство среди богов - черта архаики индоиранских времен,
не сохранившаяся в остальных текстах "Авесты". "Ригведа" (10, 51, 3) приписывает
Яме открытие огня на земле, цивилизаторскую миссию. Этот же миф в иранской
традиции представлен в жреческом аспекте: Йима возжег в Хорезме первый по
сакральности среди других видов огня священный огонь жречества Атур-Фарнбаг. По
одной версии, этот огонь был впоследствии перенесен на запад, по другой
находится в Кабуле ("Бундахишн" 17, 5-6). Между тем в "Видевдате" (II 3-5) Йима
отклонил предложенные ему богом жреческие обязанности, ограничившись, якобы,
царскими. Налицо сектантские расхождения в трактовке популярного образа. На
общетипологическом уровне Йима является действующим лицом в мифе об утрате
"золотого века" в результате вселенской катастрофы. На индоиранском уровне он
рассматривается как первопредок и первый смертный, "хозяин двуногих и
четвероногих" ("Атхарваведа" 4, 28, 3), упорядочивающий мир.
На собственно иранском уровне в ходе формирования зороастрийской ортодоксии
изначальная роль Йиму подверглась значительным преобразованиям: у него отняли
индоиранский ореол идеального владыки "золотого века" и гаранта бессмертия.
Утрата золотого века была объявлена Заратустрой следствием гордыни и
грехопадения Йиму. Возник квазиисторический миф о том, как от Йиму отлетел
символ его царственного достоинства Фарн. Вторая глава "Видевдата" и "Хом-яшт"
("Ясна" 9, 1-11) иносказательно, а "Замьяд-яшт" (XIX) открыто повествуют о
передаче фарна Заратустре. Образ Йиму, как дарователя земных благ и телесного
бессмертия, стал противопоставляться пророку Заратустре, реформатору веры и
провозвестнику духовного бессмертия. Стремление ортодоксального жречества
опорочить Йиму и то обстоятельство, что он является единственным персонажем
архаического индоиранского фольклора, упомянутым в священных авестинских текстах
"Гаты" (32, 8), где не нашлось места даже богам Митре и Ардвисуре Анахите,
отчетливо свидетельствуют о первенствующей его роли на дозороастрийском этапе
бытования мифологии. В "Младшей Авесте" первопредком человечества считается не
Йима, а Гайомарт.
|