Нергал, в шумеро-аккадской мифологии
первоначально жгучее солнце, с его разрушительной стороны, потом бог ужаса и
истребления — мора, засухи и особенно войны. Он считался также богом
преисподней, владыкой подземного царства, откуда, собственно, в древнем языке и
произошло его имя — "владыка темного града". Супруг богини подземного царства Эрешкигаль.
Нергал почитался в городах Кута и Апиак. По шумерской традиции, Нергал был
сыном бога Энлиля и богини Нинлиль, по аккадской, сын Энлиля и богини-матери
Белеет-или. В шумерской традиции Нергал стоит рядом с богом подземного мира
целителем Ниназу. Имеет ряд имен или идентификаций: Месламтеа ("вышедший из
святилища Меслам", главного святилища Нергала в Куте), Лугальгирра (в текстах
часто брат-близнец Месламтеи), возможно также Гугальанна, Лугальапиак, "царь
Куты". Супругами Нергала, кроме Эрешкигаль, были Ласу ("не имеющая выхода", то
есть символ подземного царства) и Мамиту (чаще супруга Эрры). Как надземное
божество Нергал являлся олицетворением палящего солнца. Нергал, как и Эрра,
приносит людям и скоту лихорадку и чуму. Как и его брат Нинурт, Нергал был
божеством войны, сокрушающим враждебные страны.
Аккадский миф о Нергале и Эрешкигаль объясняет причину попадания Нергала в
подземное царство. Нергал не проявляет должного почтения к послу Эрешкигаль
Намтару, явившемуся на пир богов за ее долей. Разгневанная Эрешкигаль требует
прислать к ней Нергала, чтобы предать его смерти. По совету бога Энки Нергал
берет с собой в подземный мир волшебные предметы-фетиши, соблазняет и овладевает
Эрешкигаль, становится ее супругом и владыкой подземного царства. Сохранилась и
расширенная версия мифа, обогащенная фольклорно-сказочными мотивами: в
частности, неузнанного божества, превращения возлюбленного в урода, живой воды,
запрета на пищу подземного царства и другими. Мотив захвата власти силой
заменяется любовным мотивом; Нергал спускается в подземное царство, соединяется
с Эрешкигаль, проводит с ней семь ночей, а затем бежит. По требованию богов,
напуганных угрозой Эрешкигаль, которая пригрозила выпустить мертвецов из
подземного царства на землю, Нергал возвращается в подземный мир, снова
соединяется в любовной ласке с царицей; после семи дней бог Ану приказывает
Нергалу оставаться под землей с Эрешкигаль навеки. Характерно, что Нергал
приходит в царство мертвых под именем бога Эрры; уходя, он снова становится
Нергалом, как бы являясь заменой самого себя. Нергал изображен на одной из
старовавилонских печатей с серповидным мечом и дубинкой, с двумя львиными
головами; он стоит на горе, наступив ногой на поверженного врага. В эпосе о
Гильгамеше к Нергалу прибегает герой, скорбя по поводу безвременной смерти
своего друга Эабани; бог разрешает ему вызвать из подземного царства тень
последнего. Нергалу была посвящена планета Марс; существует выражение: "рука
Нергала", как синоним несчастья.
По шумеро-аккадскому представлению, душа умершего экима отходит в таинственное
подземное место — арал, "где ничего не видно", и там-то именно, за семью
стенами, томится в вечной темноте. Изображение ада Нергала и Эрешкигаль, самая
надпись на его вратах, из-за которых "никто никогда не возвращался", привратники
подземного царства — все это в шумеро-аккадской религии довольно близко
напоминает знаменитую поэму Данте, показывая, насколько шумеро-аккадские идеи о
загробной жизни отразились в средневековых воззрениях на этот же предмет. Весьма
неясна была идея о награде и наказании в загробной жизни; но что она
существовала вообще, на это с достаточностью указывают многие гимны, в которых
яркими красками изображается блаженство благочестивых людей. Блаженство это,
впрочем, носит на себе вполне земной характер. Так, например, воин, павший на
поле битвы за свое отечество, окружен своими трофеями и добычей, задает
великолепные пиршества своим друзьям и пьет из небесных источников живую воду.
|