Нинмах или Мах, в шумеро-аккадском мифотворчестве богиня-мать.
Упоминания о Нинмах встречаются еще со времени правителя
Меслима, около 26 столетия до нашей эры в городе Адаба, где было ее святилище
Эмах ("Храм Мах"). Собственно, в шумеро-аккадской мифологии образ богини-матери
является одним из наиболее типичных образов. В искусстве с ней иногда связывают
изображения женщины с ребенком на руках, которая почиталась в Шумере под разными
именами: Дамгальнуна, Нинхурсаг, Нинмах, Нинту, Мама, Мами. Аккадские варианты
образа богини-матери - Белетили («владычица богов»), та же Мами (имеющая в
аккадских текстах эпитет «помогающая при родах») и Аруру - создательница людей в
ассирийских и нововавилонских мифах. В шумерском мифе "Энки и Нинмах" богиня-мать выступает как создательница людей.
О сотворении людей дошло несколько мифов, но полностью самостоятелен в шумерской
мифологии из них лишь один - об Энки и Нинмах. Миф «Энки и Нинхурсаг» просто
повествует об острове Тильмун как о первозданном рае, а в одноименном мифе Энки
и Нинмах лепят человека из глины Абзу, подземного мирового океана, и привлекают
к процессу создания богиню Намму - «мать, давшую жизнь всем богам». Целью
создания человека по этому шумерскому сказанию является то, что в дальнейшем
человек должен трудиться на благо богов: обрабатывать землю, пасти скот,
собирать плоды, кормить богов своими жертвами. Когда человек был изготовлен,
Энки и Нинмах определили ему судьбу и устроили по этому случаю веселый пир. На
пиру захмелевшие Энки и Нинмах начали снова лепить людей, но у них стали
получаться уроды: женщина, неспособная рожать, человек, лишенный пола,
большеголовые карлики, существа с непропорциональными частями тела и другие
уродцы.
В аккадском мифе о птице Анзу (у шумеров Анзуд) Нинмах (Дингирмах) выступает в
качестве матери легендарного героя Нингирсу, победителя птицы. В этом мифе
Нинмах считается супругой бога Энлиля. Имя Нинмах в переводе с шумерского языка
с аккадским детерминативом Дингир означает "Госпожа Величайшее божество".
|