О-кунинуси или У-кэнинуси-но Ками (в
переводе с древнеяпонского "бог - хозяин великой страны"), в японской мифологии
земное божество, добрый бог, устроитель благополучной жизни людей. По мифической
генеалогии "Кодзики", он считается потомком Сусаноо и Кусинада Химэ в шестом
поколении. Его отцом был бог Амэ-но Фуюкину-но Ками, а матерью богиня
Сасикуни-вака Химэ. По генеалогии "Нихонги", он - сын Сусаноо. Ни одно из
божеств японской мифологии не имеет такого количества имен, как О-кунинуси -
семь. Это, видимо, - следствие важности его роли в мифологическом комплексе и
его популярности. О-кунинуси - главное божество провинции Идзумо. С ним
связано множество сюжетов, в которых он предстает как добрый и гуманный бог,
всегда добивающийся успеха. Первый миф об О-кунинуси рассказывает о
зайце-прорицателе из Инаба по имени Акахада-но усаги, об убийстве О-кунинуси
раскаленным камнем и о чудесном оживлении его богинями Умуги-химэ и
Кисакаи-химэ. Испытания О-кунинуси на этом не заканчиваются. Однажды. его братья
- ясогами ("множество богов") забили в огромное дерево клин, поместили
О-кунинуси в образовавшуюся щель, и затем выбили клин. О-кунинуси был раздавлен
насмерть. И снова боги воскрешают его. О-кунинуси спасается от стрел
преследующих его братьев и по совету бога Оя-бико-но Ками решает отправиться в
Нэ-но катасукуни, где пребывает Сусаноо.
Приблизившись к дворцу Сусаноо, О-кунинуси встречает Сусэри-бимэ - дочь
Сусаноо, с которой обменивается взглядами, означающими, что отныне между ними
заключен брачный союз. Сусаноо не дает согласия на этот брак и устраивает
О-кунинуси ряд испытаний. Сначала он посылает О-кунинуси ночевать в змеиное
жилище, но того выручает волшебный шарф, отгоняющий змей, который ему украдкой
дала Сусэри-бимэ. На вторую ночь он должен спать в помещении, полном ос и
сороконожек, и снова его защищает специальный волшебный шарф. Наконец,
О-кунинуси должен отыскать в горящей траве на лугу стрелу, пущенную Сусаноо. От
огня его спасает в своей норе мышь. Она же выносит из огня и вручает ему стрелу.
Разгневанный успехами О-кунинуси, Сусаноо приказывает ему вычистить из его волос
ядовитых насекомых. Во время этой процедуры Сусаноо засыпает. О-кунинуси берет
меч, лук и кото (лютню), принадлежащие Сусаноо, сажает на спину Сусэри-бимэ и
бежит из Нэ-но катасукуни, предварительно крепко привязав Сусаноо за волосы к
стропилам дворца. По дороге кото задевает за дерево, и разбуженный звоном струн
Сусаноо устремляется в погоню. Он преследует беглецов до прохода из страны мрака
в страну света и, не догнав, сменяет гнев на милость, благословляет новобрачных
и призывает О-кунинуси использовать меч и лук для усмирения враждебных земных
божеств, что тот и делает. В мифах о чудесном возрождении О-кунинуси и о трудных
и опасных испытаниях, которым он подвергался, нашли отражение древние обряды
инициации.
Следующий цикл мифов повествует о том, как О-кунинуси устраивает мир. В этом
ему помогает божество-карлик Суку-набикона. Вместе они сажают деревья и травы,
знакомят человека со способами врачевания недугов и определяют средства защиты
от бедствий, причиняемых птицами, зверями и пресмыкающимися, то есть выступают в
функции культурных героев. В "Харима-фудоки" эти два бога представлены как одно
божество Онамути-сукунахиконэ-но микото, также занимающееся устройством мира.
Некоторое время, до решения небесных богов распространить свою власть на
землю, О-кунинуси управляет землей. Сначала небесные посланцы оставались жить на
земле, не вступая в борьбу с О-кунинуси. затем после нескольких неудачных
попыток отобрать управление у О-кунинуси небесные боги отправляют на землю
Такэмикадзути и Амэ-но-торифунэ-но ками (согласно "Кодзики"; в "Нихонги" второй
бог назван Амэ-но-фуцунуси-но ками). Этих богов на земле встречает О-кунинуси.
Узнав, кто они и причину их появления на земле, он говорит, что сам дать
согласия на передачу земли не может, а что решить должен его сын Котосиронуси.
Согласно "Нихонги", О-кунинуси и его сын добровольно передают управление землей
небесным богам. В "Кодзики" же Котосиронуси прячется от прибывших богов, а
другой сын О-кунинуси - Такэминаката вступает в единоборство с Такэмикадзути.
Последний одерживает верх, и земля передается небесным богам. В тексте "Когосюи"
несколько иная трактовка событий: небесные посланцы подчинили всех, кто
сопротивлялся их божественным войскам, и только после этого О-кунинуси и его сын
уступают бразды правления землей. В этом мифе, видимо, нашли отражение
межплеменные войны за гегемонию. Необходимо отметить, что О-кунинуси - один из
немногих явно персонифицированных богов японской мифологии. Именно ему посвящено
первое святилище, напоминающее своей архитектурой человеческое жилище. |