Такамимусуби или Такбмимусуби-но Ками
(на древнеяпонском языке элементы слова означают "така" - "высокий", "ми" -
"священный", "мусуби" - "творящий", "ками" - "бог"; в целом расшифровываются как
"бог высокого священного творения" или "высокий бог священного творения"), в японской мифологии одно из
первых божеств, являющихся на священную равнину Высокого Неба Такама-но хара,
когда "впервые разделились небо и земля". Вместе с божеством Амэ-но минакануси,
появившимся первым, и рожденным следом за Такамимусуби богом Камимусуби образует
троицу непарных богов, выступивших зачинателями творения.
В последующих мифах Такамимусуби выступает постоянно вместе с Аматэрасу, наряду с ней отдавая
приказы другим богам, и в этих случаях упоминается чаще всего под именем Такаги.
Так, по приказу Такамимусуби и Аматэрасу восемьсот мириад богов собираются,
чтобы решить, какого бога отправить на землю, находящуюся под "незаконным"
управлением О-кунинуси. В рассказе об убийстве священной стрелой непослушного
потомка Аматэрасу Амэ-но Вака-хико стрела, пронзив грудь Накимэ, возвращается с
земли на небо, и Такамимусуби, увидев, что к ней пристала кровь, вновь
направляет стрелу на землю, и она убивает Амэ-но Вака-хико ("Кодзики", свиток I).
Детьми Такамимусуби были Омоика-нэ ("бог размышляющий") и Сукунабикона ("бог-малыш"), внуком - Ниниги.
Второе имя Такамимусуби - Такаги или Такаги-но Ками (с элементом "ги" или
"ки" - "дерево" означает "бог высоких деревьев" или "высокий бог деревьев") очевидно, связано с представлениями о том, что
при нисхождении на землю боги спускаются на верхушки высоких деревьев (особенно
сосен), растущих в горах, которые связывают землю с обиталищем богов Такама-но хара. |