Укэмути-но Ками или У-гэцу Химэно
Ками, Ука-но Митама, О-гэцу Химэ (на древнеяпонском языке означает "дева-богиня
великой пищи"), в японской мифологии имя богини Укэмути-но Ками вначале встречается как
название одной из частей первого острова, рожденного богами Идзанаки и Идзанами
при создании ими страны Японии. Этот остров Иено футана ("двуименный") - "телом
один, а лица имеет четыре, и у каждого лица есть свое имя" ("Кодзики", свиток I).
Однако в дальнейшем Укэмути-но Ками выступает как антропоморфное божество. В
одном из мифов рассказывается, что Сусаноо попросил у нее пищи, и богиня
поднесла ему яства, которые достала у себя из носа, изо рта, а также из заднего
места. Сусаноо, сочтя еду оскверненной, убивает богиню.
В "Нихонги" этот миф фигурирует в несколько измененном варианте: богиня Аматэрасу, получив в
наследство от своего отца, бога Идзанаки, равнину высокого неба, приказывает
богу луны Цукуеми отправиться на землю, где, как она слышала, обитает богиня
пищи Укэмути-но Ками. Цукуеми повинуется приказу и прибывает к богине пищи. Та
"поворачивает голову в разные стороны", и, когда обращает лицо к стране (земле),
изо рта у неё выходит "еда" (то есть, видимо, вареный рис), когда поворачивает
голову к морю, изо рта у нее выходят "существа с плавниками широкими, с
плавниками узкими" (устойчивая для японской мифологии метафорическая формула для
рыб), а когда поворачивается к горам, изо рта у нее выходят "существа с грубой
шерстью, с мягкой шерстью" (устойчивая мифологическая формула для зверей).
Уложив все это на множество подносов, богиня пищи Укэмути-но Ками поднесла еду
Цукуеми. Однако тот, не прикоснувшись к поднесенным яствам, в гневе заявил: "Ты
кормишь меня пищей нечистой, отвратительной, которую выплюнула изо рта!" и, обнажив меч, убил ее.
В теле убитой богини пищи родились: в голове - шелковичные
черви, в глазах - рис-рассада, в носу - фасоль, в тайном месте - пшеница, в
заднем месте - соевые бобы. Все это подобрало и превратило в семена божество
Камимусуби ("Нихонги", свиток I). Укэмути-но Ками выступает также в одном из
мифов в качестве матери многих божеств, и среди них - бога молодой жатвы, богини
молодых посадок риса, бога орошения полей, бога года побегов, и других. В
современной Японии сохраняется народная вера в бога земледелия Угадзин,
относительно которого высказывается предположение, что это переосмысленный образ
Укэмути-но Ками. |