Виштасп, в древнеиранской мифологии и
истории царь легендарно-мифической династии Кеянидов, провозгласивший
зороастризм государственной религией Ирана. Один из главных действующих героев
историко-теологических мифов зороастризма. В священных авестинских текстах "Гаты"
и "Младшая Авеста" ("Яшты" V, XIII, XV, XIX) Виштасп выступает в образе
праведного венценосца. Согласно авестинских источников, он принял учение пророка
Заратустры, обеспечил ему приют и покровительство. Согласно "Шахрихаин Эран",
религиозному произведению на среднеиранском языке, Виштасп повелел Заратустре
записать тысячу двести глав "Авесты" специальным религиозным шрифтом на золотых
досках и поместить священные тексты в "сокровищницу храма огня". В "Денкарте" упомянута
десятая, не дошедшая до нас авестинская книга "Виштасп-Наск", посвященная борьбе
царя Виштаспа с властителем хионитов Арджаспом, противником зороастризма.
Согласно сочинения великого Фирдоуси "Шах-намэ", Виштасп был сыном иранского
царя Лухраспа. Отец не пожелал уступить ему трон, и Виштасп отправился в Рум
(так называлась у древних иранцев Византия), где в него влюбилась дочь кесаря
Китаюн, которой Виштасп приснился во сне. Византийский кесарь отрекся от дочери, и влюбленные
вынуждены были скрываться от его гнева у одного из румийских вельмож. Однако,
Виштасп убийством чудовищного волка и другими своими подвигами добился
расположения кесаря и тот отдал ему в жены трех своих дочерей, в том числе и
Китаюн. После победы Виштаспа над противником Рума хазарским царем Ильясом
кесарь замыслил с помощью Виштаспа завладеть Ираном, но Лухрасп решил
добровольно уступить престол Виштаспу. Став царем, Виштасп, в свою очередь,
начал опасаться притязаний на трон со стороны своего сына Исфандияра, и через
некоторое время при помощи хитрости и коварства погубил своего
престолонаследника.
Виштасп в зороастрийской мифологии, в отличие от романтико-авантюрного
повествования в поэме X века Фирдоуси, является идеальным прототипом земных
властителей, наделяемый назидательно-дидактическими чертами в пример и поучение
реальным историческим царям. Одни источники ("Гаты", пехлевийские сочинения)
повествуют о царе Виштаспе, как о державном государе, распорядителе,
благочестивом поборнике праведности; другие, дошедшие до нашего времени, тексты
("Яшты" и арабо-персидская традиция мусульманской эпохи) ставят на первый план
его воинскую доблесть и ратные качества, склонность к свершению подвигов и
некоторому авантюризму. Происхождение образа Виштаспа историками окончательно не определено. |