Жу Шоу, в древнекитайской и даосской мифологии
божество осени. В комментарии к "Книге обрядов" (VI-II столетия до нашей эры)
объясняется его имя: "Осенью все растения созревают (жу) и начинается сбор (шоу)
урожая". Жу Шоу считался также духом металла, а поскольку металл связывался с
западом, то божество Жу Шоу помещали в западной части храма. Его изображали с угольником
в руках. Он ведал также наказаниями на небе. Согласно мифу, жил на горе Юшань,
откуда наблюдал за заходом солнца и отражением закатных лучей, отсюда и прозвище
Хун Гуан ("Алый блеск").
Историческая справка.
Родоначальником Чжоуской династии, как и Шанской, считается сын императора Ди-ку (2435—2365 годы до нашей эры).
Полагают, что при Чжоуской династии существовали уделы с самого ее начала. Эти уделы были розданы потомкам государей прежних династий, родственникам Ву-вана и его сподвижникам.
Так, например, брат Ву-вана, знаменитый Чжоу-гун, бывший впоследствии регентом во время малолетства сына и преемника Ву-вана — Чэн-вана (1115—1079 годы до нашей эры), получил удел Лу, в нынешней провинции Шань-дун.
Этого Чжоу-гуна китайские ученые считают автором нескольких сочинений (часть комментария на И-цзин, "И-ли" — "Книга обрядов", глава Юэ-лин в Ли-цзи, даже древнейший лексикон Эрл-я); ему же приписывается и административное устройство империи.
Вообще Чжоу-гун, считающийся в числе "святых мужей" Китая, описывается как мудрый правитель.
Есть мнение, что с самого начала Чжоуской династии введен существующий и
в дальнейшем многие столетия в Китае обычай скрывать имя царствующего государя и давать посмертные титулы (ши). |