Средневековье, принятое в исторической науке обозначение периода, следующего
за историей древнего мира и предшествующего новой истории. В науке датируется
концом V века — серединой XV столетия. Условной датой начала средних веков считается взятие
Рима Одоакром в 476 году, с датой окончания Средних веков связывают падение
Константинополя в 1453 году, или иногда открытие американского континента Христофором Колумбом в 1492 году.
Под «средневековой цивилизацией Запада» мы склонны понимать тот тип общества,
который сложился в Западной Европе в результате синтеза античных, варварских и
христианских традиций. От античности этот тип общества унаследовал идеи империи,
понтификального авторитета, римского права и собственности. От варварства
средневековая цивилизация восприняла традиции свободы, равенства, демократии. От
христианства средневековая цивилизация взяла, кажется, все, но самой
фундаментальной стала идея индивидуального договора верующего с Богом.
Само определение «средневековая» производно от понятия «средние века» (medium
aevum), введенного около 1463 года итальянским гуманистом Флавио Бьондо. «Средние века», «средневековый период», по
оценке гуманистов, просветителей и позитивистов – это время тотального упадка
культуры, знаний, образования, это время беззакония, непрерывных междоусобных
войн, уничтожения инакомыслящих в ходе крестовых походов, инквизиции,
преследования еретиков.
Иную оценку «средним векам» и «средневековью» давали
романтики. Они считали этот период временем наивысшего прогресса человечества,
совершенной нравственности, самодостаточного быта и благосостояния. Только в
средневековом обществе народ был носителем высшего суверенитета, и потому короли
были ответственны перед народом. Только в «средние века» человек был движим
возвышенными мотивами и устремлениями.
Историки материалистической направленности рассматривали средневековое общество
как неразвившееся настоящее, как эмбриональное состояние современности. Они
отыскивали в средних веках зачатки «парламентаризма», «конституции», «частной
собственности», «классов» и «классовых антагонизмов». Такой модернизирующий
подход лишал средневековую цивилизацию специфики, оригинальности и
неповторимости и возводил, по существу, барьер непонимания той эпохи.
Сегодня осмысление истории средневековой цивилизации невозможно без достижений
французской культурно-исторической школы, сформировавшейся вокруг журнала
«Анналы» и представленной именами М. Блока, Л. Февра, Ж. Дюби и Ж. Ле Гоффа. Историки этой школы исходят из убеждения в
том, что человек средних веков не тождественен современному. Он совершенно
отличен по характеру своего сознания и поведения, по ценностным ориентациям и
отношению к традиции, по восприятию самого себя, своей жизни, внешнего мира и Бога.
Для понимания специфики средневекового общества М. Блок и Л. Февр предложили
понятие «ментальности», или «менталитета», под которым имелись в виду
мыслительные установки, коллективные представления, склад ума. На наш взгляд,
ментальность представляет собой дологический, дорациональный уровень сознания,
основанный на вере и интуиции и оперирующий символической, вневербальной
знаковой системой.
Увидев колоссальное различие в типах мышления человека средневековой цивилизации
и человека современного, историки школы «Анналов» открыли «другие средние века»
(так, между прочим, назвал свою главную книгу Ле Гофф). «Средние века» оказались
не «безвременьем», не «провалом» в истории человечества, но временем
интенсивного по напряженности интеллектуального поиска и обретения высокой
духовности, не известной ни предшествующей, ни последующей эпохам.
Нам еще предстоит выяснить специфику и достижения средневековой цивилизации Запада.
Сейчас же мы ограничимся указанием на то, что под таковой мы понимаем
королевства: Англию, Францию, Германию, испанские королевства (Кастилия, Арагон,
Леон, Наварра), Португальское графство, итальянские государства (Сицилийское
королевство, теократическое государство римских пап, королевство Италия и др.),
Бургундское герцогство, королевства Чехию, Польшу, Венгрию, то есть католические
государства X – XV веков, оставляя за собой право освещения предыстории
важнейших из них с V века. Объединяющими признаками цивилизации средневековья являются
католическая церковь, латинский язык, сеньориально-вассальная система,
иерархическая структура общества, феодальное право.
История древних цивилизаций →
Факторы становления средневековой цивилизации → |